Конспект занятия "Учим Незнайку говорить"


Цель занятия: Закреплять у детей правила речевого поведения в общении друг с другом.

Задачи занятия:

  1. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: задавать вопросы, побуждать партнера к общению, к совместной деятельности.
  2. Учить детей соблюдать речевой этикет через выполнение основных правил ведения диалога.
  3. Упражнять детей в средствах совершенствования речи: четкое проговаривание чистоговорок, скороговорок.
  4. Закреплять знания детей с несловесными средствами общения (мимика, жест).
  5. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим.

Используемый материал:

  1. Карточки-символы вопросительных слов.
  2. Два телефона
  3. Лепестки цветка, вырезанные из бумаги. Клей.
  4. Текст стихотворения “Снеговик”
  5. Тексты чистоговорок, скороговорок.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Видят Незнайку.

В.Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Незнайка)

Здравствуй, Незнайка. Мы рады тебя видеть.

Н. – Здравствуйте, ребята! Я бы очень хотел с вами познакомиться.

В.Ребята, давайте познакомимся с Незнайкой, ведь он не знает, как вас зовут.

Ребята, что значит познакомиться с человеком? что нужно сказать при этом?

Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя. А почему они это делают? (Чтобы знать, как обращаться друг к другу.

Игра: “Давайте познакомимся”

В. – А как еще можно узнать что-то о человеке? (Задать вопросы)

Давайте будем по очереди задавать вопросы Незнайке, кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. А, чтобы вам было легче задавать вопрос, я раздам вам символы вопросительных слов. (дети на предыдущих занятиях знакомились с символоми вопросительных слов).

Каждый ребенок придумывает свой вопрос.

Игра: “Вопрос с подсказкой”

В. – Незнайка, наши ребята занимаются в кружке “Речевичок”.

В.Ребята давайте расскажем Незнайке про наши занятия.

Есть такая наука Риторика. Ребята, что же это за наука? (Риторика учит человека правильно и красиво говорить, так, чтобы его понимали и слушали люди).

Еще эта наука учит общаться людей с друг с другом. С помощью чего общаются люди?

(С помощью слов, жестов)

Зачем людям общаться друг с другом? (ответы детей)

Н. – А я совсем не умею общаться, меня никто не хочет слушать.

В. – Может, ты не соблюдаешь правила общения? Есть такие правила, которые должен соблюдать каждый человек. Ребята сейчас расскажут тебе о них. (не торопиться, не говорить громко, не перебивать и т.д.)

А еще нужно обязательно употреблять в своей речи вежливые слова.

Н. – А что такое вежливые слова? (Ответы детей)

Ребята, какие вежливые слова вы знаете? (“будьте добры”, “пожалуйста”, “разрешите”, “простите”, “позвольте” и т.д.)

Игра: “Кто больше назовет вежливых слов”

В. – Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливый человек всегда внимателеный, чуткий. Ему всегда важно, что о нем подумают люди. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости и безкультурия.

В. – Нужно обязательно говорить своим друзьям комплименты.

Н. – Ой, а что это такое?

(Это добрые, приятные слова)

Игра: “Комплименты”

В. – Но, чтобы тебя люди понимали, нужно четко и понятно говорить. Ребята, что помогает этому? (чистоговорки, скороговорки). Чистоговорки надо произносить медленно, а скороговорки – быстро.

Дети произносят знакомые скороговорки, предлагают Незнайке проговорить одну.

В. – Ребята, мы говорили, что общаться можно не только с помощью слов, а еще с помощью жестов и мимики.

Давайте попробуем показать с помощью жеста и мимики приветствие, прощание, благодарность, радость, грусть, злость, удивление.

Еще можно с помощью жестов и мимики рассказать стихотворение. Попробуем вместе с Незнайкой.

Рассказ стихотворения “Снеговик”
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.

В. – Незнайка, что же ты загрустил?

Н. – Я узнал, что мой друг Буратино заболел. Я хотел узнать как у него дела, но не знаю, как это сделать?

В. – Ребята, а вы как бы поступили? (позвонили, сходили бы домой)

Н. – Но я не знаю, как разговаривать по телефону.

В. – Сейчас мы тебя научим.

Разыгрывается телефонный разговор.

1-ый ребенок – Добрый день! Это Рома.

2-ой ребенок – Здравствуй, Рома. Рад тебя слышать!

1-ый – Я позвонил, чтобы узнать, как ты себя чувствуешь? Как твое здоровье?

2-ой – Уже лучше. Температуры нет, но я еще сильно кашляю.

1-ый – Саша, выздоравливай, пожалуйста. Я очень по тебе скучаю.

2-ой – Спасибо! Мне очень приятно, что ты беспокоишься обо мне. До свидания!

1-ый – До свидания! Всего хорошего!

Н.- Большое спасибо, ребята за помощь!

В. – Вот видишь, сколько вежливых слов ребята употребляли в своем разговоре.

Предлагаю детям картинки, к которым они подбирают вежливые слова и наклеивают их на лепестки. Затем складываю все лепестки в цветок.

В. – Незнайка, мы дарим тебе этот цветок вежливых слов. Отнеси его в свой цветочный город и никогда не забывай эти слова, не забывай правила этикета.

Приложение