Конспект занятия "Сад на окне" (средняя группа)


Программное содержание:

Ход занятия:

В групповой комнате раздается плач из природного уголка. Обращаем внимание детей на сухой, увядший цветок (стоит в темноте).

Дети объясняют причину плача, с помощью карточек-символов объясняют что необходимо растению (влага, тепло, свет).

Литература.

Может ли растение жить без воды? Срезают два травянистых растения, два цветка, два побега. Одно из них ставят в воду, другое — в пустой стакан. Проверяют состояние растений через 30 мин, час, 2 ч и более. Отмечают время, спустя которое появляются первые признаки увядания, а также время, когда увядание будет выражено сильно. Исследуемый объект переносят из пустого стакана в воду и проверяют, сможет ли он восстановить прежний вид. В качестве контрольного служит растение, которое изначально стояло в воде. Приходят к выводу: растение не может жить без воды. Первые признаки увядания появляются в Первые минуты после отделения экспериментальною объекта целого растения. Растение, поставленное в воду, чувствует лучше. Следовательно, срезанные цветы надо сразу же ставить в воду.

Нужна ли растению почва? Дети замачивают в воде любые семена. Крупные семена находятся в воде 24 ч (горох, фасоль), мелкие — 12 ч. После того как семена набухнут, их помещают во влажную среду — на ткань, смоченную водой, или в банку достаточно большого размера, плотно закрытую крышкой, в которую добавлено 5—10 капель воды. Можно воспользоваться и иным способом, знакомым воспитателю. В течение нескольких дней Дети следят за прорастанием семян. Вначале проростки будут развиваться хорошо, но затем их рост замедлится и вскоре совсем прекратится. Особенно хорошо это видно на проростках подсолнечника: уже через 3—5 дней кончики корней почернеют и отомрут.

На основании данного опыта дети приходят к выводу: для прорастания семян почва не нужна, но для роста и развития растений она необходима.

Нужен ли растению свет? Для этого наблюдения дети проращивают три луковицы: одну — на свету, две другие — в темноте, например, в плотно закрывающемся шкафу или ящике. Вместо лука можно взять любые другие растения (пшеницу, кукурузу, подсолнечник, фасоль, горох и т.п.), выращиваемые в почве или без почвы. Комнатные растения для этого опыта использовать не следует, так как они серьезно пострадают. Если же использовать их побеги (отростки), то процесс побледнения будет идти очень долго, детям надоест наблюдать за ними. Быстрее всего опыт получается на растениях, начинающих свое развитие и еще не имеющих хлорофилла.

Через несколько дней, когда разница в окраске листьев станет достаточно заметной, дети рассматривают растения и приходят к предварительному выводу о необходимости света: растение, выросшее па свету, имеет ровные зеленые листья, а выросшие в темноте — искривленные, слабые, бледные, с желтоватым оттенком.

Затем одно из растений, находившихся в темноте, дети переносят на свет, а другое для контроля оставляют в темноте. Наблюдают, как на свету листья постепенно распрямляются и зеленеют. Растение, находящееся в темноте, становится еще более бледным.

Чтобы зафиксировать результат, дети засушивают по одному листу каждого растения и приклеивают их клеем, не оставляющим пятен, на картон или плотную бумагу. Под каждым листом ставят условные обозначения: под первым — солнышко с лучами, под вторым — черный кружок, под третьим — перечеркнутый черный кружок и рядом солнышко.

По полученным материалам воспитатель проводит обобщающее занятие на тему “Нужен ли свет растению”. Дети приходят к правильным выводам самостоятельно.

Влияние тепла на ветки деревьев. В зимнее время, начиная: конца января, дети срезают ветки деревьев и помещают их в две вазы. Первую вазу ставят в теплое место (например, в групповую комнату), вторую выносят на холод либо помещают между рамами окна. Наблюдают за скоростью распускания листьев. Как правило, развитие листьев на холоде будет задерживаться. Сравнивая обе ветки не только по срокам распускания, но и по pas-мерам листьев, дети приходят к выводу о зависимости скорость развития листьев из почек от температуры.