Комплексный проект "Неделя добра"


Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В.А. Сухомлинский.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей:

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  1. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
  3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
  4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
  5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
  6. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  7. Закреплять знаний правил вежливого общения.
  8. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
  9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
  10. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни.

Участники проекта: воспитатели, коллектив детского сада, дети, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта (две недели):

Апрель 2012 года в разновозрастных группах – младшей и старшей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Целеполагание.

  • Раздел “Нравственное воспитание” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).

  1. Довести до участников важность данной темы.
  2. Наметить план действия.
  3. Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
  4. Информировать родителей (законных представителей) с планом “Недели Добра”.
  5. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
  6. Подбор методической литературы:
    1) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    2) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    3) Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
    4) Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
    5) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
    6) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
    7)Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа/Под ред.Л.В. Федоровой. – Сыктывкар, 1995.

3-й этап. Основной.

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

4-й этап. Итоговый.

  • Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.

Продукт проекта – выпуск газеты “Неделя добра”.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

1. Создание в группах необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

  • Оформление тематических книжных выставок во всех группах: демонстрация совместного творчества детей, педагогов, родителей.
  • Оформление выставки рисунков по произведениям К.И. Чуковского (старшая разновозрастная группа).
  • Практическая мастерская: “Улыбка”, изготовление стикеров “Подари улыбку прохожему.
  • Музыкально – театрализованное представление “Зайкина избушка”.
  • Оформление уголка для родителей рубрикой “Сотвори добро”.

2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.

3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.

4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях “Подари улыбку”, “Посылка солдату”.
  • Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акции “Посылка солдату”, посещений “Дня открытых дверей”.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности, посылка.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

С таких замечательных слов началась проектная тематическая неделя Добра в нашем детском учреждении.

Паспорт проекта.

“Неделя Добра”.

Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? “Да”! – говорит ученый и педагог-новатор Ш.А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова “Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло”.

Коллектив педагогов в реализации проекта руководствовался следующими принципами в педагогической деятельности: 

  1. Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
  2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.

1-й этапцелеполагание.

Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.

2-й этап – разработка плана-проекта.

№пп Мероприятие  

Цели

Ответственные Сроки реализации
  Круглый стол для педагогов и родителей. Обсуждение целей и задач проекта. Формирование интереса у всего коллектива МБДОУ к созданию условий для реализации проекта. Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, родительский комитет. 1-я неделя
  Акция “Посылка солдату”. Привлечение членов семьи ребенка к участию в сборе посылки солдату, формирование у родителей и детей желания принимать участие в совместных действах организованных в ДОУ. Методист, родители, воспитатели. 1-я неделя
  Акция “Кормушка для птиц”. Совместная работа педагогов детей и родителей по изготовлению кормушек. Воспитатели. 1-я неделя
  Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме “Решение педагогических ситуаций” (Приложение 1). Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение. Воспитатели. 1-я неделя
  Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. Создание условий для реализации проекта. Старший воспитатель, воспитатели 1-я неделя

3 этап – основной.

План реализации третьего этапа проекта:

День недели Формы и методы работы Образовательные области по ФГТ Предварительная работа
Понедельник Непосредственно образовательная деятельность (комплексные занятия) на тему “Что такое добро?”:

“Тропинка добра” (старшая разновозрастная группа, Приложение 6).

 

 

 

 

“Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”. Разучивание: пословиц о добре (Приложение 2);

игр “Я не должен – я должен””, “Мост дружбы”, “Радио”, “Секрет”, “Добрые и вежливые слова” и др. (Приложение 3);

песен о дружбе (Приложение 4).

Выставка рисунков по региональному компоненту “Взаимоотношения людей и животных в суровом Северном крае” (Приложение 5).

“Улыбнись, и друг с другом подружись” (младшая разновозрастная группа, Приложение 9). Проведение: ситуативных игр “Машина”, “Помощь Бельчонку” (Приложение 7).

Разучивание мирилок (Приложение 8).

Вторник

 

Акция “Подари улыбку прохожему” с рецептом счастья (Рисунок 8, 9, 10, 11).

 

 

 

 

Беседы о добрых поступках и делах.

“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”, “Художественное творчество”.

“Чтение художественной литературы”.

Изготовление аппликации “Улыбка” (Приложение 10).

 

 

Среда Сотвори добро “Накормим птиц” (Рисунок 12,13)

 

“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”. Изготовление родителями кормушек и вывешивание их на участке акция “Кормушка для птиц”.
В течение всей недели читать стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака “Друзья-товарищи”, Г Остера “Вредные советы”, В. Осеевой “Рыжий кот”, “Добрые слова”, В. Маяковского “Что такое хорошо, что такое плохо”, ненецкие сказки “Айога”, “Три сына”, Е. Благининой “Подарок”, “Как светлячок друга искал”.
В течение всей недели дети делали Добрые дела.

“Подари книжечку малышам” (Рисунок 14).

“Книжкина больница” – организация работы по ремонту старых книг (в младшем дошкольном возрасте дети наблюдают за работой взрослого; работа по обучению детей ремонту книг начинается в старшей группе).

Показ кукольного театра (Би-ба-бо) детьми старшего возраста для малышей по русской народной сказке “Зайкина избушка”, ребенком младшей разновозрастной группы показана русская народная сказка “Маша и медведь” (настольный театр), (Рисунок 15, 16).

Четверг Просмотр мультфильмов “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал” (по выбору). “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
Пятница Сбор и отправка посылок.(Рисунок 17, 18).   В течение всей недели проходит акция “Посылка солдату”.

Вывод: во время реализации данного проекта приняли участие дети младшей разновозрастной группы “Солнышко” в количестве 18 человек, родители – 10 человек; воспитанники старшей разновозрастной группы “Колобок” – 20 человек, родители 8 человек и сотрудники МБДОУ – 12 человек.

Были получены следующие результаты:

  1. В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В.Осеевой, Г. Остера, Е.Благининой о дружбе, о добре.
  2. Детьми старшей разновозрастной группы было подготовлено и показано театрализованное представление русской народной сказки “Зайкина избушка”, ребенком младшей разновозрастной группы русская народная сказка “Маша и медведь”:
  3. Совместное участие в акциях “Посылка солдату”, “Кормушка для птиц” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
  4. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
  5. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий.
  • Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

4 этап – итоговый.

  • Включил в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.

Продукт проекта – выпуск газеты “Неделя добра” (Приложение 10), который представлен:

  • для родителей;
  • на сайте МБДОУ.