Виды работ по обучению пересказу и составлению рассказов


Занятие № 1: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинокСнеговик и зайка”.

Цель:

Оборудование: “телевизор”, серия сюжетных картинок, изображения героев телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” Хрюши, Степашки, Каркуши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадки:

– Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (снеговик)

2. Введение в тему.

Логопед сообщает, что к ребятам в гости пришли Хрюша и Степашка, они принесли с собой мультфильм. Но сначала детям необходимо назвать признаки ранней весны.

3. Чтение текста с опорой на картинки.

Логопед читает текстСнеговик и зайка”, одновременно показывая “мультфильм”:

Дети слепили снеговика. Вышел зайка из леса, увидел снеговика и захотел съесть морковку. Подпрыгнул, а достать не может. <Рисунок 1>. Принес зайка лестницу, залез на нее и все равно не достает морковку. <Рисунок 2>. А солнышко светит все ярче. Сидит зайка и ждет, а снеговик тает. <Рисунок 3>. Ждал зайка и дождался. Снеговик растаял и превратился в воду. Тогда зайка начал есть морковку. Умный был зайка. <Рисунок 4>.

4. Общие вопросы по содержанию текста.

– Понравился ли вам, ребята, “мультфильм”?

– О ком этот “мультфильм”?

– Что случилось вначале? Что потом? Что в самом конце?

5. Повторное чтение текста с опорой на картинки.

6. Анализ текста по вопросам.

– Кого слепили дети?

– Кто увидел снеговика?

– Чего захотелось зайке?

– Что он сделал?

– Что принес зайка?

– Зачем зайка принес лестницу?

– Как светило солнышко?

– Какой был зайка?

– Почему зайка сел на лестницу?

– Что случилось со снеговиком?

– Почему снеговик растаял?

7. Физминутка.

8. Лексико-грамматические упражнения.

а/ Восстановление деформированных предложений.

Логопед объясняет, что слова “перепутались” и просит детей навести порядок:

– снеговик, дети, слепили;

– увидел, зайка, вышел, леса, из;

– морковку, съесть, захотел;

– достать, может, подпрыгнул, не.

б/ Восстановление цепочки предложений по нескольким словам, обозначающим действия:

– вышел – захотел – подпрыгнул:

– достать – не может – залез – не достанет;

– светит – сидит – тает.

в/ Подбор глаголов– действий.

– Что может делать зайка?

– Что может делать снеговик?

– Что может делать солнышко?

г/ Подбор определяемых слов.

Логопед предлагает детям догадаться, к кому из героев “мультфильма” относятся слова, обозначающие признаки: умный, хитроглазый (с хитрыми глазами), лучистое, вкусная, догадливый, сладкая, грустный, длинноухий (с длинными ушами).

9. Пересказ текста целиком с опорой на серию сюжетных картинок.

Логопед обращает внимание детей на то, что в гости прилетела Каркуша, которая не видела интересный мультфильм, но очень хочет узнать, о чем он.

Дети пересказывают “мультфильм” с опорой на картинки. (“Сильным” детям можно предложить пересказать текст без опоры на картинки.)

10. Итог занятия.

Занятие № 2: Пересказ по сюжетной картине “Маленькие помощники”.

Цель:

  • учить отвечать на вопросы по содержанию картины словами из текста;
  • работать над выборочным пересказом;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и память; воображение;
  • воспитывать интерес к языку; желание оказать помощь окружающим людям;
  • чувства товарищества.

Оборудование: картина “Маленькие помощники”.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Отгадайте загадку:

Сошли снега, шумит вода,

День прибывает, когда это бывает?

2. Введение в тему.

Логопед предлагает рассмотреть картину < Рисунок 5> и ответить на вопросы:

– Какое время года изображено на картине?

– Кого вы видите на картине?

– Что делает каждый мальчик?

– Что за домики на картине?

– Как вы думаете, о чем разговаривают мальчики? (на воображение)

3. Чтение текста рассказа “Маленькие помощники”.

Весной в маленькую деревню приехал на поезде из Мосеевы мальчик Витя. Приехал он в гости к бабушке. Мальчик был шустрым, веселым, многое умел. Он стал помогать бабушке чинить табуретки, ухаживать и кормить домашних животных.

Витя быстро познакомился с соседскими ребятами, но дружба у них не заладилась. Ребята сторонились городского мальчика.

Как-то раз Витя нашел старый скворечник, починил его и решил повесить на дерево. Стоя на лестнице, Витя увидел двух мальчишек, которые тащили странный большой скворечник.

– Ребята, вам дать лестницу? – спросил Витя.

Мальчишки вместо ответа почему-то схватились за животы и долго хохотали так, что у них потекли слезы.

– Ты что никогда ульев не видел? – спросил один из мальчиков.

– Никогда,– честно признался Виктор.

После этого разговора ребята еще долго смеялись, но с тех пор стали большими друзьями.

4. Словарная работа.

Логопед выясняет, как ребята понимают смысл некоторых слов или словосочетаний, встретившихся в тексте, при необходимости объясняет слова: шустрый; чинить табуретки; дружба не заладилась; сторонились; схватились за живот.

5. Ответы на вопросы по тексту.

– Когда и куда приехал Витя?

– Для кого Витя стал чинить скворечник?

– Как называется второй домик, изображенный на картине? Для кого он?

– Почему мальчики смеялись над Витей?

6. Физминутка (речь с движением).

Из обструганных дощечек
Сделал я волшебный дом.
Что ни утро, что ни вечер –
Шум и писк и грохот в нем.
Птенчик крылышки распустит,
Хочет в небо взмыть малыш,
На меня посмотрит с грустью –
“Мать научит! Полетишь!”

7. Дидактические игры.

а/ “Кто внимательнее?” (найти на картине как можно больше примет весны).

б/ “Расскажи, какой?”

– Витя (какой?) – шустрый, веселый, трудолюбивый, старательный, заботливый.

в/ “Найди сходство и различие”

– В чем разница между скворечником и ульем?

(Размер, форма отверстий, место установки, внутреннее заполнение)

– Что общего между ульем и скворечником?

(Материал, форма, покатая крыша)

г/ “Дополнение предложений”.

– Витя приехал в деревню к … .

– Он быстро познакомился с …, но дружба у них … .

– Витя старый скворечник …, … и решил … .

– Мальчики тащили … .

– Мальчишки вместо ответа … и … .

– С тех пор ребята стали … .

8. Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

9. Выборочный пересказ.

а/ – Расскажи, как Витя помогал бабушке? (для “слабой” подгруппы детей).

б/ – Расскажи о том, что нарисовано на картине по опорному вопросному плану:

– Что делает Витя?

– Кого увидел Витя?

– Что несли мальчики?

– О чем говорили ребята?

10. Итог занятия.

Логопед вместе с детьми оценивает рассказы детей.

Занятие № 3: Пересказ текста с элементами творчества “Спор животных” (по К.Д.Ушинскому).

Цель:

  • учить пересказывать текст, используя элементы драматизации;
  • совершенствовать фразовую диалогическую речь;
  • развивать воображение, умение перевоплощаться;
  • воспитывать заботливое отношение к домашним животным;
  • чувство доброжелательности друг к другу.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных; план-схема; шапочки с изображением животных (корова, лошадь, собака, кошка, коза).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением животных <Рисунок 6> и ответить на вопросы:

– Какие это животные?

– Каких домашних животных вы еще знаете?

3. Дидактическая игра “Подбери словечко”.

а/ признак к предмету  
Логопед: – кошка (какая?)

– собака (какая?)

– свинья (какая?)

Дети: – ловкая, игривая, мягкая, ласковая;

– пушистая, злая, сердитая;

– толстая, жирная, грязная.

б/ действия к предмету  
Логопед: – кошка (что делает?) Дети: – лакает, царапается, мяукает,

облизывается, выгибается;

– собака (что делает?)

– сторожит, охраняет, лает, грызет,

бросается, кусает, нападает, виляет

– свинья (что делает?)

– хрюкает, роет, чавкает.

4. Чтение текста “Спор животных”.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

– “Конечно, меня,– говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем”.

– “Нет, хозяин любит больше меня,– говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю”.

– “Нет, меня, – ворчит собака,– я его дом стерегу”.

Послушал хозяин этот спор и говорит:

– “ Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте”.

5. Словарная работа.

Логопед объясняет детям смысл слов и фраз:

– заспорили – начали спорить, доказывать свое;

– соха, борона – орудия труда, инструменты для того, чтобы пахать и рыхлить землю;

– стерегу – охраняю, сторожу;

– спорить по-пустому – говорить зря;

– пропал бы – плохо было бы, тяжело стало жить.

6. Ответы на вопросы.

– Какие домашние животные затеяли спор?

– Что говорила лошадь? корова? собака?

– Кто прекратил спор?

– Что он сказал?

– Почему хозяин сказал животным: “Каждый из вас хорош на своем месте?”

7. Физминутка.

8. Дидактическая игра “ Отвечай одним словом” (на внимание).

– У кого рога? Мягкие лапки? Вымя? Копыта? Пятачок? Грива?

9. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

а/ составление плана с помощью схем <Рисунок 7>.

– Кто заспорил сначала? Потом?

– Кто прекратил спор?

(Дети выставляют карточки).

б/ распределение ролей;

в/ пересказ текста путем драматизации диалога.

10. Задание на воображение.

– Что бы ты ответил/а/, если был/а/ бы кошкой? козой? и т.п.

11. Драматизация рассказа с участием новых персонажей.

12. Итог занятия.

Занятие № 4: Составление рассказа из коллективного опыта “Как мы встречали Новый год”.

Цель:

  • закреплять умения:
    – отвечать на вопросы по прослушанному рассказу;
    – описывать хвойные деревья;
    – рассказывать о своей работе по выполненному рисунку;
  • учить составлять рассказ по памяти по аналогии с данным образцом;
  • тренировать в употреблении существительных Творительного падежа;
  • согласовании существительных и прилагательных;
  • развивать слуховое внимание, вербальную память; творческое воображение;
  • логическое мышление;
  • воспитывать дружелюбие; внимательное отношение к ответам товарищей;
  • интерес к речевой деятельности.

Оборудование: рисунок Маугли, “посылка”, кассета с записью звукового письма, макет новогодней елочки, д/и “Новогодние костюмы”, рисунки детей с изображением новогодних елочек, план-схема рассказа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, сейчас я открою вам секрет. Нам пришла посылка. Посмотрим, что в ней? (Одному из детей предлагается на ощупь определить, что находится в посылке. Он определяет, что в посылке – кассета).

Логопед: – Здесь может быть записано звуковое письмо. Послушайте внимательно, после прослушивания я задам вам вопросы.

Текст звукового письма (записан па фоне музыки “Лимпопо”):

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маугли. Я живу в далекой стране Лимпопо, где круглый год лето.

Недавно у нас был новогодний праздник. К Новому году мы наряжали ветвистую зеленую пальму. Мы повесили на ветки ананасы, кокосы, яблоки, лимоны, бананы. Пальмочка у нас получилась красивая и нарядная.

Потом мы пели песенку про пальмочку и танцевали вокруг нее свой любимый танец “Чунга-Чанга”. Настроение у всех было веселое, просто замечательное.

Я слышал, что в вашей стране на Новый год наряжают какую-то елочку. Расскажите, пожалуйста, что такое “елка”? И как вы отмечаете Новый год?

До свидания!

2. Ответы на вопросы по прослушанному “письму”.

– От кого пришло письмо? (показ рисунка Маугли)

– Где живет Маугли?

– О каком празднике рассказал Маугли?

– Какое дерево наряжают к новогоднему празднику в Лимпопо?

– Чем украсили пальму? (показ рисунка)

– Что делали возле пальмы ребята?

– Какое у всех было настроение?

– О чем просит рассказать Маугли?

3. Дидактическая игра “Назови костюм”.

Логопед: – Ребята из Лимпопо готовили к Новому году костюмы. Угадайте, кем они нарядились? <Рисунок 8>

4. Динамическая пауза.

Логопед: – Кем вы были на Новый год? (дети отвечают)

– Изобразите, как кружились снежинки? Прыгали зайчики? Шагали мишки? И т.д.

5. Описание елочки по макету.

Логопед: – А теперь давайте расскажем, что такое “елка”?

Дети: – Елка – это дерево. У нее есть ствол, ветки, на ветках иголки, хвоинки. На елке растут шишки. Елочка зеленая зимой и летом, она стройная, колючая.

Логопед: – К Новому году мы украшали елочку. Что мы повесили на веточки?

Дети: – Мы повесили на елку игрушки: шары, птичку, снегурочку, грибок. Затем украсили блестящим серебристым дождем.

Логопед: – Какая получилась елочка?

Дети: – Красивая, нарядная, разноцветная, блестящая, серебристая.

6. Работа по рисункам. Рассказы из личного опыта “Как я рисовал елку”.

Логопед: – Я сделала выставку ваших рисунков, на которых вы изобразили новогодние елочки. Расскажите, как вы нарисовали такие замечательные елочки? Чем украсили? И какая получилась елка? (Прослушиваются рассказы 1-2 детей)

Примерный рассказ ребенка: – Я нарисовала новогоднюю елочку, украсила ее игрушками, шариками и бусами. Елочка получилась красивая и нарядная.

7. Составление рассказа из коллективного опыта “Как мы отмечали Новый год”.

Логопед предлагает детям план-схему рассказа:

  1. Какой у нас был праздник? <Рисунок 9>
  2. Как мы наряжали елочку? <Рисунок 10>
  3. Как веселились ребята? <Рисунок 11>
  4. Какое было настроение? <Рисунок 12>

(Несколько детей – по желанию – вызываются к микрофону, их рассказы записываются на кассету.)

Примерные рассказы детей: – У нас был новогодний праздник. К этому празднику мы наряжали пушистую зеленую елочку.

Мы повесили шарики, грибочек, шишки, птичку и другие игрушки. Украсили серебристым дождем.

Потом мы водили вокруг елочки хоровод и пели песенку “В лесу родилась елочка”.

Настроение у всех было веселое, радостное.

8. Итог занятия.

Логопед: – Молодцы, ребята! Я думаю, что вы ответили на все вопросы Маугли. На следующем занятии мы прослушаем записи ваших рассказов и лучший из них отправим Маугли, в далекое Лимпопо.

Рисунки