Комплексное подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы по теме "Овощи. Слова-признаки..."


Задачи:

  1. Уточнить знания и представления детей об овощах.
  2. Расширить словарь по теме: “Овощи”.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Познакомить детей со словами-признаками.
  5. Упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании существительных с числительными.
  6. Закрепить навыки звукового анализа слов.
  7. Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки с изображением овощей; муляжи овощей; рисунки с искаженным цветом овощей; “Чудесный мешочек”; конверт с письмом; изображение синьора Помидора; Чиполлино; раздаточный материалполоски и цветные фишки для выкладывания звуковой схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. (Дети выходят на ковер.) Ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей, присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи: помидор, капусту. (Дети показывают артикуляционное упражнение “Толстячки”.) Теперь покажите морковь и огурец. (Дети показывают артикуляционное упражнение “Худышки”.)

Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено овощам. К нам пришло письмо.

II. 1. Логопед достает из конверта изображение синьора Помидора (показывает детям) и читает его послание:

Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.

Я – не репа, не морковь
Мелочь огородная,
У меня под кожей кровь
Очень благородная.

Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!

Захватил я Чиполлино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!

Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок Чиполлино, захватил в заложники злой, толстый синьор Помидор. Давайте, поможем бедному Чиполлино вернуться к овощам.

Дети: Давайте!

Логопед: Для этого вы должны выполнить все задания синьора Помидора. Он просит вспомнить, какие овощи вы знаете.

2. – Я буду называть много разных слов, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название овощей: картошка, лук, виноград, машина, свекла, книга, тыква, лист, перец, баклажан, морковь, пальто, репа, стул, редис, капуста, персик, цветок, кабачок, огурец.

Молодцы, справились с заданием!

3. – А теперь сядет за стол тот, кто ответит на вопрос полным предложением:

– Какой твой любимый овощ?
– Про какой овощ можно сказать “синий”?
– Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?
– Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?
– Какой овощ заставляет плакать человека?
– Какого цвета тыква?

(Дети садятся за столы.)

4. – Чтобы выполнить следующее задание синьора Помидора, нам нужно с вами вспомнить: чем мы обозначаем слова? (Логопед показывает полоски, на которых дети выкладывают слова.)

Дети: Полосками.

– Вспоминаем, красным цветом мы обозначаем, какие звуки? (Гласные звуки.), согласные твердые … (синим цветом), согласные мягкие… (зеленым цветом).

Логопед раздает детям полоски и квадраты для обозначения звуков и называет каждому ребенку овощ, схему которого он должен составить. Например, капуста, тыква, помидор, морковь и т.д.

5. Логопед демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.

– Посмотрите, на эти овощи. Синьор Помидор решил нас запутать. Что здесь нарисовано неправильно? (Ответы детей.)
– Запомните расположение овощей.

Далее логопед проводит игры “Чего не стало?” и “Что изменилось?”

– И с этим заданием вы справились, молодцы!

6. – Ребята, мы с вами знаем много слов, которые обозначают названия предметов и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете, форме, величине предмета? Надо задать вопрос: “какой?”, “какая?”, “какое?”.

– Синьор Помидор предлагает нам поиграть в игру “Магазин овощей”, а помогут нам вот эти картинки на наборном полотне. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить оранжевую, длинную, вкусную, сочную, хрустящую морковку.”

Молодцы, хорошо справились с этим заданием!

7. Синьор Помидор просит отгадать загадку:

Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.

Дети: Капуста!

Логопед: Синьор Помидор просит нас заготовить капусту на зиму.

8. Физкультминутка.

Логопед Дети
Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Ритмические удары ребром ладоней по столу.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку – Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

9. – А сейчас мы с вами поиграем в игру “Чудесный мешочек”. Кто хочет первый угадать на ощупь, какой овощ в мешке? Засунь руку в мешок и, не вытаскивая его, скажи, что ты нащупал. (Дети нащупывают, называют и достают овощи из “Чудесного мешочка”.)

– А следующее задание от синьора Помидора: посчитайте от 1 до 5 свои угаданные на ощупь овощи.

10. – Ребята! Посмотрите, сколько у нас овощей. Синьор Помидор предлагает нам из них приготовить разные блюда.

– Какой салат сделаем из капусты?

Дети: Капустный салат.

– Из свеклы?

Дети: Свекольный салат.

– Из кабачков приготовим икру. Какая икра получится?

Дети: Кабачковая икра.

И т.д.

11. Синьор Помидор просит нас сравнить
по вкусу: лук и помидор (Лук горький, а помидор кисло-сладкий.);
по цвету: репу и огурец;
по форме: кабачок и морковь;
по размеру: редис и капусту.

– И с этим заданием вы замечательно справились!

12. – И последнее задание от синьора Помидора: нужно договорить последнее словечко в чистоговорках:

Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке … (баклажан).
Син-син-син, мы делили …(апельсин).

– Ребята, что лишнее: помидор, огурец, баклажан, апельсин?

Дети: Апельсин.

Логопед: Почему?

Дети: Апельсин – это фрукт, а помидор, огурец и баклажан – это овощи.

III. Итог занятия. Логопед дает оценку деятельности детей.

Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. А самое главное к нам вернулся наш лучок – Чиполлино, которого вы освободили от злого синьора Помидора своими ответами. (Логопед достает лук (в костюме Чиполлино), показывает детям.)