Взаимодействие специалистов логопедических групп по внедрению педагогики оздоровления дошкольников с ОНР


Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Поэтому мы поставили перед собой такие задачи:

1. Развитие психофизических возможностей детей.

2. Развитие выразительной, связной речи.

3. Развитие эмоциональноличностной сферы.

4. Развитие артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи.

5. Развитие сенсомоторных возможностей детей.

Итак, многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей.

Для реализации поставленных задач была создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого развития ребенка. модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.

Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Далее в нашей статье мы рассмотрим методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые применяются в работе специалистами.

Система методов по внедрению педагогики оздоровления предусматривает работу по нескольким направлениям: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.

Ведущим направлением коррекционной педагогики является логопедическое. Логопед проводит медико-педагогические консилиумы, способствует логопедизации режимных моментов, активизирует обмен информацией, практическим опытом.

В логопедическом направлении представлены здоровьесберегающие технологии, которые применяются специалистами в своей коррекционной работе:

* Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения какКолечко”, “Кулак-ребро-кулак”, “Ухо-нос” итд.

* Систематически используем в работе методику сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища.

Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого используются подвижные “Вертушки” с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут быть в любой точке комнаты.

В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.

* Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. Для более интересного восприятия материала, был создан специальный комплекс упражнений, который называется “Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу”, с красочными иллюстрациями. Этот комплекс может чередоваться или заменять массаж, это очень весёлое занятие, импровизация.

* Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе, методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание” стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например:

Насекомые над лугом

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: “Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу”.
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут как крылышками

Ритмично “выбрасывают” указательные пальцы вперед.
Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.

* В подготовительной группе используем алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха. Приведем несколько примеров упражнений для формирования двигательного изображения букв. “Боксер” - сожми пальцы в кулак и кулаком вырисовывай букву за буквой, “Голубь” - кисти рук скрестить. Взмахами ладоней рисуй (облетай) букву, “Пропляши букву” - по снегу, по песочку или просто по полу.

В психолого-педагогическом направлении, с целью сохранения психологического здоровья детей с ОНР, используется тренинговая программа Хухлаевой О. В., которая включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

С целью снятия негативных “отпечатков” не только физических травм, но и психологических зажимов, которые образуются в результате переживаний и эмоциональных проблем, применяется метод обучения способам мышечного расслабления. На занятиях используются музыкальные танцевальные и двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, снимающие мышечные зажимы, направленные на выход агрессивности и страхов.

В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают:

* Динамические паузы, они хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Например: упражнения “Лягушки”, “Мостик”, “Обезьянки”.

- Очень важно для детей с ОНР развитие пальцевой моторики, для этого применяются арттерапевтические техники, данная технология стимулирует развитие мелкой моторики рук. Иначе ее называют “Живопись с помощью пальцев”, такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет.

В физкультурно-оздоровительном направлении применяется инновационная технология горизонтальный пластический балет. Он является новым синтетическим направлением в физическом воспитании дошкольников, объединяющим положительные черты художественной гимнастики, аэробики, балета, шейпинга, акробатики, музыкального занятия.

Предлагаемый стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей развивается чувство ритма, так необходимое в хореографии и спорте. Программы “пластик-шоу” могут быть как общими (развивающе-оздоровительными), так и специальными-коррекционными, направленными на преодоление тех или иных двигательных нарушений. Нашим инструктором по физической культуре разработаны программы, в которых физические упражнения объединены в один сюжет, например, “Звездочет”, “Дыхание океана” итд.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

“Машина”

Накачаем шины:

с - с – с – с – с

з – з – з – з - з

ш – ш – ш - ш

ж - ж – ж – ж

На машине едем к маме,
Мы не ели, мы не спали,
Целый день мы за рулем,
Всё нам было нипочем.

Применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка, реализует поставленные задачи.

Благодаря комплексному подходу коллектив педагогов стал лучше понимать проблемы малышей, имеющие речевые нарушения. В результате проведенной работы у детей исчезло чувство неполноценности, сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.

Так развитие моторики на начало года составляло – 24 %, на конец, года – 56%, фонетики - начало года 23,5%, конец года 76,5%, просодики – начало года 35%, конец года 58%, связной речи – начало года 13%, конец года 47%, произвольного внимания – начало года 58%, конец года 65%.

Таким образом, у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение педагогики оздоровления в коррекционной работе является достаточно эффективным.

Литература

  1. Е.А.Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М. Сфера, 2005.
  2. В. Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
  3. С. И. Веневцев. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск, 1996.
  4. В. Емельянов, И. Трифонова. Развивающие голосовые игры I уровень С-Пб,199.
  5. Н.Н. Ефименко. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М.
  6. А. Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002.
  7. О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. М. Генезис, 2004.