Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР через организацию и проведение логопедических досугов и развлечений


Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Смысл комплексного подхода мы видим, прежде всего, в том, что действия педагогов должны быть направлены на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на ребенка.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Вокруг каждого такого ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и узкие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве участников образовательного процесса. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.

Мы попытались найти такую форму работы, которая бы объединила усилия всех субъектов педагогического процесса, помогла бы преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный подход к овладению детьми правильной речью.

Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Известный педагог Е.А. Аркин говорил: “На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей”.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов. Необычная форма коррекционно-развивающей деятельности вызывала интерес у детей, помогала обобщать и закреплять полученные знания. А у специалистов совместная подготовка к развлечениям повышала заинтересованность и способствовала реализации комплексных коррекционных задач воспитания и обучения детей.

Построение досугов базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

  • Индивидуализация;
  • Разносторонность;
  • Комплексность;
  • Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

В течение учебного года, каждый из специалистов проводит данное мероприятие с привлечением остальных участников коррекционного процесса. (Приложение)

Каждое развлечение проводится по одной из лексических тем в игровой форме. Оно длится от 25 до 35 минут. Ответственным за проведение досуга бывает логопед и один из узких специалистов, все остальные участники коррекционного процесса помогают наполнять содержанием назначенное мероприятие. Развлечения или досуг включают в себя следующие виды упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие основных сторон внимания;
  • Регулирующие мышечный тонус;
  • Счетные упражнения;
  • На развитие чувства ритма;
  • На развитие координации движений;
  • На координацию речи с движением;
  • На развитие тонких движений пальцев;
  • На снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • На развитие речевых и мимических движений;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные) и т.д.

Разработанная специалистами нашего детского сада и апробированная модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов в области коррекционной педагогики.

Мы полагаем, что наш опыт по организации и проведению логопедических досугов, как формы взаимодействия субъектов коррекционного процесса, будет актуален в работе с детьми, имеющими задержку в речевом развитии.

Конспекты логопедических досугов.

Игра-путешествие по сказке “Гуси – лебеди”

(группа ОНР, 1-ый год обучения)

Цель: В занимательной игровой форме обобщить и закрепить знания детей по лексической теме “Наш детский сад”, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия специалистами ДОУ (воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог).

Задачи:

  • Создать бодрый, радостный, эмоционально положительный настрой, активизировать игровую деятельность.
  • Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность, интерес к художественному слову.
  • Способствовать формированию игровых умений, социального партнёрства, умения вести игровой диалог, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной игры.
  • Закреплять артикуляционные навыки, развивать фонематический слух, чувство ритма, формировать глубокий вдох, длительный выдох.
  • Развивать быстроту и координацию движений, внимание, умение сосредоточиться на задании.
  • Развивать мелкую моторику с помощью малого мяча, учить совмещать движение пальцев рук со словесным сопровождением.

Ход игры

I часть. Организационный момент

Дети свободно играют. Звучит музыка, слышится голос Машеньки из сказки “Гуси-лебеди”, она плачет и просит детей помочь отыскать братца Иванушку.

Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку и помочь Машеньке.

II часть. Основная часть

Кабинет психолога

Психолог дает напутствие детям и проводит коммуникативную игру “Мы – дружные ребята”

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики…”

После игры психолог вручает детям подсказку в виде трех цветных стрелок.

Воспитатель: Посмотрите, здесь 3 стрелки. По какой из них нужно идти? Может, волшебные мячики нам помогут?

Дети играют в игру “Спираль”, прокатывают мячики по “дорожке”, произносят слова “Чтоб Иванушку найти, нужно трудный путь пройти” (Рисунок 1)

В корзинке с мячиками находят записку:

“По синей стрелочке пойдёшь – никуда не попадёшь.

По жёлтой стрелочке пойдёшь – в болото забредёшь.

По красной стрелочке пойдёшь – путь-дорожку найдёшь”

Воспитатель: Мы по стрелочкам пойдем и Иванушку найдем.

Красные стрелочки привели к кабинету логопеда.

Кабинет логопеда

Чтобы получить следующую подсказку, логопед предлагает выполнить 3 задания.

Логопед: Мой порог перешагнешь, если слово со звуком “А” назовешь.

Игра “Назови слово”

В кабинете логопеда находят шкатулку.

Логопед: Если правильно споем, мы шкатулку отомкнем.

Логопедическая распевка “Музыкальная голосилка”*

Логопед: Чтобы отыскать ключик, нам надо поколдовать.

“Ты колдуй, колдуй, колдуй, и сильнее дуй, дуй, дуй!”

Упражнение на дыхание “Подуй на шкатулку”

После выполнения заданий находят ключ от шкатулки, в шкатулке лежит следующая подсказка – зеленая стрелка.

Воспитатель: Мы по стрелочкам пойдем и Иванушку найдем.

Зеленые стрелки приводят к спортивному залу.

Спортивный зал

Инструктор по физической культуре предлагает поиграть.

Игра на развитие слухового внимания “Что услышал – покажи”. По словесному сигналу (“Аист” или “Автобус”) дети выполняют определенное движение.

гра – аттракцион “Собери спелые яблоки”. Дети “срывают” с яблонь только красные, желтые и красно-желтые яблоки.

Игра по типу “холодно-горячо” “Найди подсказку”. Дети находят большое красное яблоко, в котором спрятана подсказка.

Из собранных подсказок дети собирают картинку, которая обозначает место в детском саду, где спрятан Иванушка. (Рисунок 2)

III часть Итог.

Дети находят Иванушку, возвращаются вместе с ним в группу. (Рисунок 3)

Самостоятельная игровая деятельность детей. (Рисунок 4)

Физкультурно-логопедический досуг “Спешим на помощь”.

(группа ОНР, 2-ой год обучения).

Цель: В занимательной игровой форме обобщить и закрепить знания детей по лексической теме “Животные жарких стран”, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия специалистами ДОУ (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель).

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию физических качеств: ловкости, быстроты реакции, координации в пространстве.
  • Продолжать работу по профилактике плоскостопия.
  • Обобщать и систематизировать знания детей о животных жарких стран.
  • Автоматизировать в игровых упражнениях звук “Р” (слова, предложения).
  • Упражнять в делении слов на части, определении количества частей, выкладывании слов из букв.
  • Отрабатывать длительный речевой выдох.
  • Развивать зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление.
  • Формировать доброжелательные отношения в игре.
  • Продолжать закреплять навыки сотрудничества.

Ход досуга

I часть. Организационный момент

Дети свободно играют. Психолог заходит в группу, сообщает, что пришло письмо.

Рассуждают, откуда письмо (из жарких стран). В письме говорится о том, что травоядные и хищные животные поссорились, не могут решить, кто из них сильней и главней. Дети высказывают своё мнение.

Психолог: Вот и звери так же: каждый своё мнение отстаивает, ссорятся.

Психолог предлагает вспомнить мирилку: “Мир, мир навсегда, ссора, ссора – никогда”

II часть. Основная часть

Психолог: Я вам предлагаю отправиться в жаркие страны, чтобы научить животных жить дружно. А вот и билеты на необычный поезд, который доставит до места.

Воспитатель: Что за странные билеты? На них не указаны номера вагонов.

Логопед: Кажется, я знаю, как определить номер каждого вагона.

Игра “Подбери слово” Дети подбирают животное, в названии которого столько слогов, сколько полосок на билете.

Дети “рассаживаются” в вагончики и отправляются в путь.

Спортзал (в спортзале создана обстановка джунглей)

Дети заходят в спортзал.

Инструктор: Я рада вас видеть. Мне нужна ваша помощь. Помогите примирить животных, хищников и травоядных, научите их сосуществовать рядом.

Воспитатель: Что можно делать вместе?

Дети: Играть!

Инструктор: Правильно! Я предлагаю вам превратиться в хищников и травоядных и показать, как можно играть вместе.

Речевая разминка:

Ру-ру-ру – я люблю игру
Ра-ра-ра, начинается игра

Игра “Помогите животным найти свой дом”.

Инструктор: Пока звучит музыка, вы изображаете названных животных. По окончании музыки берёте фотографию животного (хищника или травоядного) и находите для него дом.

Зебра – подскоки, крокодил – ползут на руках, обезьяны – руки, ноги врозь идут, слоны – идут на руках и ногах, кенгуру – прыжки на 2-х ногах, черепаха – идут на локтях и коленях.

Включаются упражнения на дыхание (зебры – фрррр, тигры – рррр).

Проверяют выполнение задания логопед и воспитатель, инструктор готовит атрибуты для следующей игры.

Инструктор: Молодцы, знаете, где живут хищники, где – травоядные.

Игра “ Накорми животных”

Инструктор: Хищники и травоядные проголодались, их нужно накормить.

(Раскладываем “кости” и “бананы” – плоскостные изображения, вырезанные из пленки)

Чем будете кормить хищников? Чем будете кормить травоядных?

Собирать пищу для животных вы будете ногами.

Эстафета “Полоса препятствий”

Каждый из детей проходит свой этап, преодолевая препятствия. В конце находят буквы, приносят их в свою команду.

Инструктор: Что делать с этими буквами, нам подскажет Н.В. (логопед).

Дети под иллюстрациями животных выкладывают слова КРОКОДИЛ, КЕНГУРУ

Инструктор: А вот кенгуру приготовила для вас интересную игру.

Игра “Спрятался кенгурёнок” (Логопедическая распевка “Кенгуру”*) (* Диск “Логопедические распевки”, приложение к книге Овчинниковой Т.С. “Логопедические распевки”

Дети гуляют по залу под музыку, по окончании приседают и закрывают глаза. Одного из детей взрослый накрывает платком. Дети отгадывают, кто спрятался: “Спрятался кенгурёнок Сережа…” Последним прячут игрушечного тигренка.

Инструктор: Тигренок предлагает вам поиграть.

Разминка “Тигренок” (музыкально-ритмические движения под песню “Тигренок”, автор Оншин В.)

III часть. Итог.

Было весело и интересно и хищникам, и травоядным. Ловкие и смелые все животные. Хищники и травоядные могут жить рядом.

Возвращение детей в группу, разговор с психологом (где были, что делали, как учили играть и т.д.)