Коллекционирование как средство реализации современного подхода к образовательной деятельности


В каждом человеке живет страсть к собирательству. Порой эта страсть захватывает человека целиком, становится его второй профессией. И тогда из простого коллекционирования вырастают такие явления, как Третьяковская картинная галерея в Москве – сокровищница русской живописи, графики, скульптуры; Эрмитаж в Санкт-Петербурге; Гатчинский дворец; областной художественный музей в г. Новокузнецке и т.д. Неугомонное племя искателей. Одни собирают старинные вещи, другие марки, автографы, третьи картины, спичечные этикетки, открытки, четвертые пословицы, афоризмы и многое, многое другое. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений, поэтому невозможно перечислить все, что коллекционируют люди. Настоящая коллекция – плод серьезного труда, размышлений, творческих поисков, удач и сомнений. Она – детище серьезного коллекционера, творение его жизни. И как писала известная советская журналистка Татьяна Тэсс: « Коллекционерство – отрасль требовательная. Если ты взялся за это занятие, будь уж так добр, покажи, чего ты стоишь, каков у тебя вкус, каково твое знание предмета». Само создание настоящей коллекции – тоже искусство. Одна из особенностей состоит в том, что она незаметно исподволь заставляет коллекционера искать и приобретать все новые и новые общие и специальные знания, делает его более образованным, обогащает его художественный вкус.

Коллекционеры истинные собиратели однородных предметов, представляющих ценность. Ищут, как правило, предметы редчайшие, уникальные.

Иногда собирательство может быть спортом. Для него нужны умения и удача. Иногда – страстью. Для осуществления ее нужны настойчивость и счастье. А в некотором роде собирательство может быть искусством. Это и умение находить, и удачливость, и настойчивость, и любовь к предмету, и – совершенно неоспоримо – знание его.

Собирать – значит дарить свои знания людям, передавать свои привязанности друзьям и подрастающему поколению, чтобы их жизнь становилась более интересной и наполненной.

В годы детства у многих из нас была вспышка собирательства: копили фантики, ракушки, морские камешки. Вырастая, одни забывают об этом детском увлечении, у других оно не исчезает бесследно, а перерастает в потребность к серьезному осмысленному коллекционированию.

В молодости я тоже увлекалась собирательством фантиков, фотографиями артистов. Но больше всего мне нравились открытки. Любимый открыточный сюжет для меня были цветы. К любому празднику подходит. Собирала я и открытки о природе. Вся эта открыточная живопись очень помогла полюбить природу, животных, насекомых. Мое внимание привлекает любая травинка, любой лист, даже самое непримечательно на первый взгляд живое существо. Все это по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения. Я видела, что природа – великая кудесница. Чего только не рождает она, какие только сюрпризы не преподносит!

Чтобы повысить свой уровень знаний о природе, я прочитала прекрасные книги. Например: «Жизнь насекомых» Ж.Фабр, «Дикорастущие полезные растения» С.С.Станков, «Занимательная минералогия» А.Е.Ферсман и др.

Любознательность к природе двигала мною всю жизнь. И уже на протяжении 31 года я учу детей любить и беречь природу, понимать не только внешнюю красоту природы, но и ее внутреннюю прелесть. Во время прогулок и экскурсий в лес мы собирали с детьми разные ветки и корни, я учила ребят по очертаниям улавливать какой-нибудь образ. И дав толчок детскому воображению, создавались игрушки, сделанные самими детьми. Ребята стали понимать, что природа – огромная мастерская для творчества, стоит только соприкоснуться с ней. Споткнешься о серый шершавый сук, а посмотрите, говорила я им, это рога оленя. Хочешь – мимо пройди, хочешь – подбери. Дома прибей к стене и вешай шапку или полотенце.

В нашей группе был мальчика Алеша Мыльников. Он очень любил природу. Находя различные диковинки, они вместе с папой вырезали что-нибудь необычное и приносили в группу. Это увлечение Алеши оказалось интересным всем. И ребята стали присоединяться к нему. Со временем у нас в группе собралась целая галерея деревянных поделок. Оформив экспозицию «Природа и фантазия», мы пригласили на нее родителей.

Я понимала, что систематическое знакомство детей с природой учит их видеть, сопоставлять, фантазировать. И тогда я решила увлечь детей полезным и интересным делом, т.е. коллекционированием. Ведь ребенок по природе своей – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним, думала я, открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце. А коллекционирование – это тот самый колокольчик в душе ребенка, который зазвенит, если к нему прикоснуться умелыми руками

Передо мной встал вопрос: «С чего начать? Как дальше поддержать ребенка, проявившего интерес к коллекционированию?» Я знала, что за этим стоит колоссальный труд, мое терпение и терпение детей, упорство в поиске и огромные знания. Очень важно было выбрать цель. Именно цель!

Много идей и вариантов пришлось отвергнуть прежде, чем мы пришли к выводу создать коллекцию природного материала. Чтобы дети были сплочены общим важным и интересным делом, я старалась умело организовывать досуг детей, интересовалась их внутренним миром, расширяла вместе с ними свои познания в данной области естествознания, читая специальную литературу.

Я старалась дать детям понять, что настоящий коллекционер не тот, кто подбирает у дороги красивый камень или ловит залетевшего в комнату жука, а тот, кто старается разыскать нужные ему экземпляры, кто изучает условия, в которых живут растения или насекомые. Что не надо гнаться за числом экземпляров, а вдумчиво, серьезно и терпеливо, в определенной системе создавать научную коллекцию.

Первой, что мы сделали – сходили с детьми и родителями на экскурсию в музей. Здесь дети узнали о животных и растениях родного края, о его истории и сегодняшнем дне. Дети также увидели экспонаты минералов, которые были выставлены в музее на выставке. Экскурсия в музей послужила прологом к дальнейшему изучению и собирательству минералов и камней.

Собранные образцы мы сначала рассматривали, очищали их от случайных загрязнений, промывали. То есть приводили в порядок. Располагали их в коллекции по внешним признакам: цвету, форме и тяжести. Затем приступали к их изучению. Предварительно беседовали с детьми. Я рассказывала детям, что у Земли есть каменная одежда. Там, где эта одежда видна на поверхности, где очень много камней, возвышаются горы. Уточнив, кто из детей был когда-то в горах, выяснили, что никто не был. Тогда мы с ними рассматривали фотографии, слайды, смотрели видеофильмы горных ландшафтов. Напомнила детям, что камни – это неживая природа.

На занятиях проводила с детьми эксперименты с камнями. Рассмотрев их внимательно, предлагала самый большой и самый маленький, самый красивый и самый невыразительный камни. С закрытыми глазами на ощупь дети выбирали самый гладкий, круглый камень и обосновывали свое мнение. Рассмотрев круглый морской камень, уточнили, что это галька. Спросила, почему у него нет острых углов? А раньше были? Прочитав сказку "О чем шептались камни" ("Обруч", №2-97), дети поняли, что вода в море двигает камни, что они трутся о песок и острые углы у них постепенно исчезают, поэтому камешки становятся круглыми. Дети брали камешки в ладошки, трясли их друг о друга и чувствовали, как они ударяются. Проведя игру "Природные стихии", закрепили с детьми представления о природных стихиях. Также рассматривали камни через лупу. Ребята видели кристаллы, трещины, узоры на них.

Проводили и такой эксперимент. Предлагала в одну руку взять камешек, а в другую – пластилин. Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему? Дети еще раз убеждались, что камень тверже пластилина. Предлагала постучать комочком пластилина о камешек и двумя камушками друг о друга. В чем же разница?
С помощью монетки делали на камне царапины. Посмотрев через лупу, дети видели, что камень твердый. Что не зря гласит народная мудрость: "Твердый как камень", "Стоит как каменный".

Помещая камешек в воду, дети видели круги, образующиеся на воде. Следили, утонет камень или нет? Может ли он плавать? Для этого мы брали кусочки гранита и керамзита. Сравнивали их по массе, а затем одновременно опускали в воду. Пробовали их потрогать на ощупь в воде. Вынув из воды, сравнивали какие по цвету мокрые камешки по сравнению с сухими. Какие из них теперь красивее?

На прогулке предлагала детям представить себя древними людьми, у которых не было спичек и зажигалок, но был кремень. Пробовали добыть огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если, очень постараться, говорила я, то можно заметить искру. Затем нюхали камни и определяли запах. "Твердый кремень или мягкий?" – спрашивала я детей. Почему же говорят "Крепкий как кремень"?

Во время прогулки пробовали рисовать на асфальте и фанере мелом, углем, кремнем, гранитом. Дети еще раз убеждались, что на асфальте лучше рисовать мелом, а на фанере – угольком.

На занятиях по конструированию в музыкальный уголок сделали маракасы, поместив в банки из-под кофе камешки, увеличивая или уменьшая их количество. Помещали в банки разного размера и массы. При этом дети слышали, как меняется звук в банке. Спрашивала, как гремит один камешек? А два? А много?

В совместной деятельности с детьми выкладывали на песке разные узоры из камешков. Эти упражнения помогали развивать мелкую моторику пальцев, воображение. Проводили игру "Гора и камешки". Смысл этой игры заключался в том, чтобы дети еще раз поняли, что вода и ветер – это природные стихии, которые способны разрушить и победить большую гору.

Во время прогулок мы с детьми собирали перья. Найти их было несложно. Искали у деревьев, около ручейков. Ловили перышки, парящие в Рассмотрев их, уточнили, что одни перья очень похожи друг на друга, а другие сильно различаются. Сколько цветов и узоров дети видели на перьях. Потрогав их руками, дети чувствовали, что одни перья пушистые, а другие жесткие и гладкие. Проводили пером по руке, ощущая щекотание. По заданию воспитателя находили самое короткое, самое пушистое и нежное перышко в нашей коллекции. Такие перья называются пуховыми, объясняла я детям. Они спрятаны под другими – более длинными и прочными перьями птицы – и помогают сохранять тепло и комфорт, совсем как одеяло. В своей коллекции дети находили длинное и жесткое перо. Такие перья часто располагаются на крыльях и обеспечивают способность птицы к полету. Проведя пальцем вверх и вниз по маховому перу, наблюдали, как при движении вниз перо разделяется на отдельные волоски, а при движении вверх "застегивается". Таким образом, оперение "ловит" ветер, что помогает птицам летать. Предлагала взять из коллекции перышки, подбросить их вверх, подуть на них и поймать.

Проведя познавательное занятие на тему «Как плавают птицы?», дети уточнили, что обитающие в водоемах птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У них есть специальные сальные железы, расположенные около хвоста, объясняла я детям. Птенцы же, до того, как их собственные сальные железы не начнут работать, получают необходимую смазку с оперенья матери, сидя с ней рядом в гнезде.

Воистину неисповедимы пути, ведущие коллекционера к цели. Его ничто не останавливает – ни время, ни расстояние. Так случилось и с нами. Побывав на выставке в библиотеке, дети увидели красивые экибано, сюжеты, выполненные из дикорастущих растений и цветов на тему: «Как прекрасен этот мир! Посмотри!» Ребята загорелись желанием создать коллекцию растений, которая в дальнейшем послужила нам наглядным пособием. Я видела, как дети сплочены важным и интересным делом. Увлеченность и целеустремленность буквально творили чудо. И мы стали собирать растения нашего района. Перед собирательством растений объяснила детям, когда лучше собирать растения. Цветы лучше собирать до опыления, т.к. позднее они станут вянуть и при засушивании осыпятся. Плоды обычно собирают слегка недозрелыми. Собирание корней возможно в раннее время года. А травянистые растения необходимо брать целиком, т.е. с целым стеблем, корнем, листьями и цветком. Не рекомендуется собирать растения после дождя или рано утром, по росе. Они будут содержать много влаги, что затруднит их засушивание и снизит качество.

О том, что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад; о том, почему листья желтеют и падают; о том, как деревья спят зимней порой, мы узнали, прочитав книгу «Почемучка» А.Дитриха. Мы проводили игры «Назови это дерево», «Мой любимый цветок» и другие. Проводили эксперименты, например «Корни и стебель». Брали банку и замачивали в ней на ночь несколько бобовых зернышек. Утром пропитали кусочек ваты водой и покрыли им бобы. Через несколько дней сквозь прозрачное дно банки дети увидели проросшие корни бобов и зеленые росточки – стебельки, пробившиеся через вату. Рассказала детям о растениях, занесенных в Красную книгу, например, купальница, которая сохранилась лишь в немногих местах страны.

Дети очень любят готовить подарки для мам, пап и бабушек. На занятиях по ручному труду к 8 марта делали в подарок «ароматические мешочки», туда положили пахучие травы. Сказала детям, что если мешочек с лавандой положить в шкаф, то там не будет моли, а мешочек с мятой поможет уснуть.

Коллекционеры бывают разные. Одни подобно пушкинскому скупому рыцарю ревниво берегут свое богатство, скрывая его от посторонних взглядов. Другие, напротив, видят смысл в коллекционировании только тогда, когда собранные ими редкости приносят пользу еще многим людям. В подарок от папы Саши К. мы получили серию марок о животных. Они и стали основой той коллекции, которая теперь создана у нас в группе. Наиболее излюбленной темой у нас является «Фауна» и «Флора». Это изображения диких и домашних животных, птиц, насекомых рыб и т.д. Есть марки заповедных уголков нашей России, животных и насекомых, занесенных в Красную книгу. Достоинства этих марок велики и неоспоримы. Они прививают любознательность, призывают нас с детьми искать ответы на многие вопросы, возникающие у них при рассмотрении. Трудно переоценить ту помощь, которую оказывают марки нашим детям. С их помощью мы углубляем и расширяем знания по изученным темам. Например: «Кто они? Чем заняты? Какую пользу и вред приносят? Какое место занимают среди других обитателей земли?

Иллюстрированные открытки есть в каждом доме. Они доступны, разнообразны, неисчерпаемы. Увлеченные коллекционированием дети стали приносить открытки с данной тематикой. Комплект открыток «У моря», который принес нам Алеша Н., продолжал знакомить нас с флорой и фауной наших дальневосточных морей и океанов. Комплект открыток «Бабочки» – с представителями различных- семейств бабочек. Каждая бабочка заставляла нас задуматься, чем может человек ей помочь, как спасти тех, кого еще можно спасти.
Пока мы еще недостаточно знаем об образе жизни, поведении, инстинктах некоторых видов Мирового океана (открытки «Принесите домой океан»), но работа по изучению данного материала продолжается.

Вот такая небольшая коллекция открыток пополнила наш экологический уголок.

Таким образом, несмотря на все наши трудности в собирательстве, в группе появились небольшие мини-коллекции.