Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения


Введение

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и Здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»
В.А. Сухомлинский

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возрастаэто особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ д/с №5 в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Прогнозируемый результат:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Сроки реализации проекта: 2009-2011 г.

Место события:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД.

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:

Семейный кодекс РФ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Декларация прав человека РФ

Статья 26

  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

ЧАСТЬ III Статья 13

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Закон об образовании РФ

Статья 13. Устав образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Новизна: Система деятельности МДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Технология проекта

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический);
  2. Основной (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем)

Перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитанников МДОУ д/с №5

п/п Наименование мероприятий Категория работников Срок Ответственный
1. Организационно-педагогическая работа
1. Инструктаж по теме: «Правила дорожного движения» Воспитатели, музыкальный руководитель Сентябрь
Май
При приеме на работу
Старший воспитатель
2 Инструктаж по теме: «Правила дорожного движения» (Движение детей в колонне) Воспитатели, музыкальный руководитель В течении года Старший воспитатель
3. Инструктаж по теме: «Оказание первой медицинской помощи и действия воспитателя при травме ребенка» Воспитатели, музыкальный руководитель Декабрь Старшая медсестра
2. Методическая работа
п/п Наименование мероприятий Срок Отметки о выполнении Ответственный
1-й этап теоретический
1. Консультация для воспитателей:
«Знакомство с инструктивно-директивными материалами по разделу ПДД»
Сентябрь   Заведующий
2. Обзор литературы по теме: «Профилактика ДДТ и ПДД»
· журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;
· детская художественная литература;
· обзор информации в периодической печати;
· новинки методической литературы
Сентябрь   Старший воспитатель
3. Собеседование с воспитателями по статье «Профилактика травматизма» Октябрь   Старший воспитатель
4. Консультация на тему : «Знакомство детей с правилами дорожного движения» Ноябрь   Старший воспитатель
5. Семинар по ДДП Ноябрь   Старший воспитатель
6. Инструктаж по ПДД с детьми, родителями. Оформление Документов на совещание при заведующем Ноябрь   Заведующий
7. Консультация для воспитателей «Перспективное планирование по ПДД» Декабрь   Старший воспитатель
8. Теоретический семинар «Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через обучение ПДД» Февраль   Старший воспитатель
9. Продолжение семинара: «Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через обучение ПДД» Март   Старший воспитатель
10. Диагностика готовности воспитателей к работе по обучению детей ПДД     Старший воспитатель
2-й этап – методический и 3-й этап – практический
1. Консультация: «Содержание работы ДОУ по выполнению задач годового плана ПДД. Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода. Сентябрь   Старший воспитатель
2. Методическая неделя «Зеленый огонек»:
· смотр-конкурс «Зеленый огонек»;
· педагогический ринг «Защита воспитателями дидактического материала по ПДД»;
· методические посиделки: исторический экскурс в развитие ПДД.
Октябрь
Ноябрь
  Старший воспитатель
3. Круглый стол: «Игра в воспитании грамотного пешехода:
· индивидуально-дифференцирован-ный подход к ребенку при создании игровой ситуации, подборе игрового материала;
· использование диагностики по ПДД, как условие личностного подхода в воспитании и обучении детей ПДД
Декабрь   Старший воспитатель
4. Семинар-практикум:
· изготовление макетов по ПДД;
· совместная работа воспитателей и детей в изготовлении атрибутов для воспитания интереса к изучению ПДД (ж. Д/в №7-1997г);
· изготовление дидактических игр по обучению ПДД
    Старший воспитатель
5. Организационно-деятельностная игра «Регламентированная дискуссия». Методика ознакомления детей с правилами дорожного движения в ДОУ» Апрель   Старший воспитатель
6 Коллективный просмотр занятий по обучению ПДД Май   Старший воспитатель
4-й этап – аналитический
1. Круглый стол: «Преемственность в работе ДОУ и семьи по воспитанию у детей знаний и практических умений по ПДД»     Заведующий, старший воспитатель, воспитатели
2. Педсовет «Развитие познавательной деятельности при обучении ПДД»     Заведующий, Старший воспитатель
3. Обобщенный опыт работы воспитателей по теме «Обучение и воспитание грамотного пешехода»     Воспитатель
4. Составление карт эмоционального благополучия детей на занятиях по ПДД     Старший воспитатель
5. Конкурс педагогического мастерства по теме ПДД     Старший воспитатель
6. Итоговый педсовет по теме: «Состояние работы по ПДД в ДОУ»     Заведующий, старший воспитатель
7. Обобщение опыта работы ДОУ по проблеме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитание безопасного поведения на улицах»     Старший воспитатель
8. Самоанализ педагогов по проблеме обучения детей ПДД.     Старший воспитатель, воспитатели
1. Работа с родителями
1. Общее родительское собрание на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье»
· выступление инспектора ГИБДД о состоянии ДДТТ;
· «Колесо истории» – игра для родителей;
· Задание на дом: разработать безопасный маршрут от дома к детсаду.
Октябрь   Заведующая. Сотрудник ГИБДД
2. Консультации для родителей «Поездка детей в санаторий»:
· Выполнение правил личной безопасности во время поездки;
· Посадка, поведение детей в транспорте, выход из автобуса.
Июнь-Август   Заведующая, старший воспитатель
3. Семинар-практикум на транспортной площадке ГИДД Май   Старший воспитатель
4. Анкетирование родителей «Грамотный пешеход» Ежегодно   Воспитатели
5. Совместно с родителями организовать уголки безопасности в группах Сентябрь-Май   Воспитатели
6. Выступление детей «Агитбригада юных помощников ГИБДД» Апрель   Старший воспитатель
7. Консультация «Привитие навыков по ПДД детям дошкольного возраста» Март   Старший воспитатель
8. Оформление стенда изпланшетов ГИБДД по ПДД Смена материала 1 раз в квартал   Старший воспитатель
9. Наглядная агитация в группах( памятки, тематические стенды, консультации, беседы, выставки детских работ по тематике ПДД) Смена материала 1 раз в квартал   Воспитатели

Заключение

Ребенка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ района, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако: Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Анкетный опрос родителей показал: Необходимость продолжения работы в данном направлении:

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Библиографический список используемой литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.,1994.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
  3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
  4. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
  5. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  6. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
  7. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
  8. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском. – М., 2006.
  9. Козлов А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
  10. Лиханов А.А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М.: ООО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
  11. Майер А.А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
  12. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  13. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей»
  14. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошк. /Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др., - М. ,2003.
  15. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Приложение.