Коллективное творчество как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста


Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Для успешного развития детей у нас в группе организован уголок творчества. Где учтен специфический принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом. Дети в самостоятельной деятельности могут выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества. Условия развития созданы. Целенаправленная работа ведется по общепедагогическим принципам поэтапно.

На первом подготовительном этапе работы, где углублялись знания детей по теме будущей работы, особых трудностей не возникало, так как с детьми я работаю давно и опыт накоплен большой. Различные методические приемы такие, как игровые ситуации, сказочные герои, проблемные ситуации, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы помогали мне сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности.

А вот в процессе основного этапа работы, где формировалось умение творчески работать в коллективе, у меня были трудности. В младшем дошкольном возрасте основные проблемы детей это – страх начать (испортить) работу, неумение воспринимать речевую инструкцию взрослого, слабые изобразительные навыки.

Мной был организован кружок “Озорные пальчики”, где я проводила дополнительные занятия по заранее созданному перспективному плану.

В работе кружка старалась решить следующие задачи:

Например, для неуверенных в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим “не могу”, “не умею”, предлагала затонировать несколько листов бумаги. Выполняя это задание, ребенок учиться правильно, держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура.

Детям, делающим не то, что требуется по словесной инструкции, или выполняющим задание медленно, предлагала упражнения, связанное с поэтапным изображением того или иного предмета, использовала прием рисования от пятна. Объяснение последовательности выполнения таких заданий должны быть доступными (с многократными речевыми повторениями). При этом я старалась использовать наглядный и демонстрационный материал. Это мог быть и мой рисунок или же рисунки других детей. Здесь дети проявляли заинтересованность научить товарища тому, чему уже научились сами, чтобы у всех получалось хорошо, чтобы коллективная работа была выразительнее.

Одним из вариантов проведения занятия было, то, что дети младшего возраста изображали одинаковые предметы (цветы, листья, снег, снеговиков, неваляшек и пр.). При соединении всех работ в конце занятия получались картины “Клумба”, “Лес”, “Цыплята” или хоровод из снеговиков, неваляшек. И оказалось, что во второй младшей группе тоже получаются очень красивые коллективные работы. Их волшебные пальчики устроили снегопад возле елочки. Снеговик и шишки – это уже сотворчество мое и детей. Изготовление игрушек из помятой бумаги (в данном случае снеговика) – еще один путь к самореализации в творческой деятельности. Это очень просто, требуется лишь небольшая помощь взрослого. Результат – формирование познавательной и коммуникативной активности. Дети открывают новый способ изготовления игрушки, общаются, сравнивают поделки. Шубка у лисички как настоящая, дети сделали ее из оранжевых салфеток нетрадиционным способом тычка. Эту работу пришлось доверить наиболее умелым. Соединив все воедино, получилась чудесная новогодняя картинка, возле которой дети долго вспоминали новогодние праздники.

Другая коллективная работа была на тему “Испекут нам из муки булки, плюшки, крендельки”. Ребятам предстояло наклеивать готовые формы– кольца разного размера. Задание несложное, но веревочка для бубликов была одна, и необходимо было, не мешая друг другу, приклеить свой крендель. Сначала поспешили все сразу, всем хотелось увидеть свой бублик в связке. Работа застопорилась. Я предложила уступить девочкам. Мальчики все согласились. Девочки на радостях стали помогать мальчикам. Связка получилась замечательная. Когда же стали украшать кренделя “маком” (тыкать черными фломастерами) девочки уступили мальчикам первенство, сами со мной начали уборку. Эта коллективная работа до сих пор служит украшением группы, и дети с куклами частенько организовывают посиделки с чайком. Здесь явно прослеживается прогресс в отношениях детей, а, следовательно, и в развитии личности. В начале дети работали рядом и общались в основном со мной и далее они начинают разговаривать друг другом, уступать.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, проиллюстрировать сказки, стихотворения.

Хочу привести пример новизны обстановки и необычного начала работы и вариативности создания общей композиции. Дети выполняли изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист. После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон, объединяющий все работы. Я показывала детям кукольный театр по сказке “Репка”, представление остановилось на том, что я не могла показать, какая выросла репка большая. Тут я предложила детям помочь срочно. Для декорации нужно было изготовить репку и сделать могли бы дети. Они с удовольствием принялись за дело: кто-то делал обрывной аппликацией правый бочок репки, кто-то левый, кому-то достался хвостик. Работали дружно, некоторые дети поделили обязанности: кто-то рвал бумагу, кто наклеивал, а многие успевали и то и другое. Когда части репки соединили, получилась действительно большая-пребольшая репка. Эта картинка стала декорацией для кукольного театра по сказке “Репка”. Дети смогли досмотреть ее и потом не раз сами организовывали ее показ. Добиться результата, заинтересовать детей помогла проблемная ситуация, и еще они конкретно почувствовали общественную значимость своего коллективного труда. Общими усилиями они довели дело до конца. Ведь это есть уже проявление воли, хотя пока и импульсивное. Подобные варианты, такие, как “Белоснежка и семь гномов”, рисование животных из сказки “Теремок”, “Одуванчики”, “Жуки ползают на поляне”, “Спрячем зайчиков” и т.д. могут быть использованы с детьми младшего возраста.

Начиная, с младшей группы, я учила детей выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа – лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться малышам. Если же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда).

Как я применяла разнообразные материалы в детской изобразительной деятельности, расскажу об этом на примере возникновения проблемы при работе с цветными карандашами. Исследователи детского творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие) неоднократно указывали на необходимость обучения, карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. Карандаши цветные не столь ярки и многоцветны как краски. Но проблема отпала, когда я стала использовать в работе мелки акварельные и восковые вместо цветных карандашей. Они движутся легко и быстро, и дети не устают, заполняя большие пространства фона. Выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов не ограничена.

В старшем дошкольном возрасте появляется произвольное поведение, т.е. способность к длительным волевым усилиям, возрастает регулирующая роль речи в выполнении действий. Развитие морального сознания и этических оценок дошкольника формирует готовность оценивать не только чужие, но и свои поступки и действия. Сначала дети на занятиях разговаривали друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют свое задание правильно. На данном этапе развития у дошкольника формируется четкая, уверенная, эмоционально положительная самооценка. Следствием всего этого, формы организации и тематика коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

Из собственного опыта я поняла, что одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие со мной происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали ее более интересной и увлекательной.

В своей работе я отдаю предпочтение совместно– индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая, как известно, предполагает, что каждый ребенок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть обшей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится, частью обшей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка гой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Занятия с этой формой организацией позволили мне сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении работ, несмотря на то, что дети были ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапе планирования и оценки. Это осложняло процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно– последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

Применение инновационной авторской программы И.А.Лыковой “Цветные ладошки”.

Мне всегда хотелось, чтобы работа, которую ребенок сможет выполнить сам, была бы эстетически и эмоционально привлекательной, прежде всего для него самого. Поэтому я искала необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельностью, которые бы доставляли детям и взрослым удовольствие творческую радость. Новая авторская программа И.А. Лыковой “ Цветные ладошки” стала для меня открытием и опорой в моей дальнейшей работе. Автором представлен новый подход художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Я увидела и реализовала предложенный материал по – своему, каждый ребенок может в полной мере раскрыть свои дарования и способности. Все в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – педагога.

Эта программа рекомендована ученым Советом Федерального государственного образовательного учреждения Академией повышения квалификации и профессоанальной переподготовки работников образования межрегиональной общественной организацией “Экспертиза для детей”.

Она опробированна в более 15 тыс. дошкольных образовательных учреждениях России.

В ней есть педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожесвенный подход.

Присутствует системность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию и лепке, аппликации, художественному труду.

Инновационный подход к обучению, т.е. полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями: учебно-методическими, дидактическими, практическими.

Нетривиальные творческие ситуации, облегчающие труд воспитателя, повышающие интерес к изобразительной деятельности.

Особенно меня привлек инновационный метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Все взрослые и дети не очень любят начинать какое-то дело. Композиции Лыковой нравятся всем, потому что в них есть уже начало – они приглашают нас собраться вместе и продолжить… Что? А вот это уже и есть сюрприз! Никто пока не знает, что же у нас получится. Он уникален тем, что позволяет всем учиться друг у друга: детям – у художника, педагога или родителей, а взрослым у своих детей. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям. Помогает стать умелым и в тоже время – не навязывать шаблоны, а открывать простор для самостоятельного творчества. Все взрослые и дети не очень любят начинать какое-то дело. Композиции Лыковой нравятся всем, потому что в них есть уже начало – они приглашают нас собраться вместе и продолжить… Что? А вот это уже и есть сюрприз! Никто пока не знает, что же у нас получится. Когда ребенок делает что-то сам и у него получается – это здорово, но когда получается прекрасная коллективная работа, возникают другие – не менее важные эмоции: сопричастности, гордости за друзей, уважения друг к другу. Вырабатываются такие важные черты характера, как: терпимость, умение подождать, уступить или наоборот отстоять свою позиции.

Еще один новый прием работы детей в коллективе – это практический материал по сюжетной аппликации “Делаю книжку сам”. Уникальная серия пособий для детского творчества детей. В чем ее уникальность? Да в том, что ребенок своими руками создает иллюстрации к любимой сказке. Причем делает это не с чистого листа, а при помощи художника – профессионала, которой свою часть работы по оформлению книжек уже выполнил и оставил пространство для самостоятельного творчества детей. Ребенок слушает сказку и замечает с подсказкой взрослого, что в них чего-то не хватает! Вот и принимайтесь за дело! Из маленькой книжки вырезают детали и приклеивают их на соответствующие страницы большой книжки, пользуясь примерами композиций. Оформлением книжек дети могут заниматься могут индивидуально, в парах или небольшими группами. В случае коллективной работы нужно распределить между собой страницы книжки-малышки (их можно разрезать, чтобы у каждого была своя страничка с деталями и схемой). Каждый художник, выполнивший свою часть работы – вырезает свои детали и приклеивает их в общую книгу на своей странице. А потом все дружно могут гордиться своей книжкой .

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Художественная деятельность выступает как ведущий способ художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.

Специфика работы в каждой возрастной группе имеет свои особенности.

Так в раннем возрасте – идет обогащение художественного опыта через упражнения, освоение базовых способов для их свободного применения в новых условиях.

В средней группе уже расширяется эстетический опыт ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

В старшем возрасте значительное место отводится экспериментированию с различными материалами и специальными инструментами. Водится новый литературный материал, позволяющий создать нетривиальные творческие ситуации и по-новому показать знакомые предметы. У старших детей занятия выстроены на интеграции познавательной и продуктивной деятельности, включают более широкую тематику: нетолько конкретные предметы – давно и очень хорошо известные детям, но и достаточно сложные явления – природные и социальные. Усложняется экспериментирование, направленное на “открытие” детьми не внешних, а внутренних свойств разных материалов и особенностей эстетических объектов. Специфика состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребенка через “ погружение” в ситуацию. В подготовительной группе тематика занятий еще больше расширяется. Каждая тема раскрывается полно, глубоко и разносторонне. К примеру, тема моря вводится не вообще, а конкретизировано – море Черное с загорелыми пластилиновыми человечками на пляже, море Красное с бумажными аквалангистами, изучающими богатую флору и фауну, море Белое с полярным сиянием и белыми медведями. Усложняется композиционные задачи, связанные с передачей разных движений и взаимоотношений. Специфика методики состоит в систематизации обобщенных способов действий и представлений в разных видах деятельности.

Именно эта программа помогает мне знакомить детей с произведениями разных видов искусства (графика, живопись, народное и декоративно– прикладное искусство, архитектура). Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Литература

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.– 256с.
  2. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  3. Дурова Н.В. “Очень важный разговор” Москва изд. “ Мозаика-Синтез”,2000,102с.
  4. В.Ю., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Слепцов
  5. а Смагина Т.В.
  6. “ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  7. Киреева Л. Г., Саськова О. А. “ Рисуем кукольный спектакль : комплексные занятия, сюжетно– ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “ Психология социальной одаренности” Москва, Линка– пресс 2009.– 272с.
  9. Коморова Т.С. “Детское художественное творчество”– Москва, Мозаика– Синтез, 2005.-105с.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
  11. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.– Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-144с.
  12. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.– Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-208с.
  13. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная к школе группа.– Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-208с.
  14. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа.– Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007.-208с.
  15. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.,– Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2008.-192с.