Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников


Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия. 

Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и  требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования  его у дошкольниковЭто убедило  меня в необходимости разработки педагогической технологии восприятии детьми классической музыки.

Исходя из всего вышесказанного целью моей работы с детьми является эстетическое развитие  старших дошкольников через восприятие классической музыки.

Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание  музыки  других  видов деятельности.

Задачи работы:

  • расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  • вызвать и поддерживать интерес к музыке, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
  • побуждать   детей   выражать   свои   музыкальные   впечатления исполнительской,   творческой   деятельности   (в   образном   слове,   рисунках,  пластике, инсценировках);

Для решения поставленных задач разработана педагогическая технология организации восприятия классической музыки, направленная на эстетическое развитие детей  старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач определены педагогические условия восприятия классической музыки, которые базируются на следующих  принципах:

  1. Гуманизации – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.
  2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.
  3. Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.
  4. Субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение  мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
  5. Педагогической поддержки, направляющий действия  педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
  6. Сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.
  7. Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и  приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.
  8. Художественности музыкальных произведений.
  9. Систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.
  10. Продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.
  11. Синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников

Технология работы включает в себя следующие этапы:

1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

5 этап – контрольно-аналитический.

1 этап включает следующие направления работы:

  • создание музыкального центра для слушания музыки.

 В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей.

  • удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;
  • обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
  • учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;
  • определение  репертуара  в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который  включает  в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

Для решения поставленных задач  было составлено перспективное планирование по слушанию классической музыки, в котором определены темы, репертуар, цели и задачи.

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам, которые стали традиционными в программе: «Осенние контрасты», «Скоро Новый год», «Веселая зима», «Кто с нами рядом живет» и новые «Шутка в музыке», «Сказка в музыке» и другие. Наряду с произведениями, рекомендованными программой, включаю в репертуар произведения  вологодских композиторов: Гаврилина, Малышевой О.А. 

Большим праздником для нас становятся концерты артистов Вологодской филармонии. Они не только исполняют музыку; проводят с детьми интересные беседы, концерты по слушанию музыки, в которых дети принимают участие  и играют на музыкальных инструментах.

На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями осуществляется через проведение традиционных и доминантных  музыкальных занятий. Например,  по теме «Как рождается музыка и какой она бывает» детям предлагаются для прослушивания несколько музыкальных произведений. По теме «Сказка в музыке» детям предлагается одно музыкальное произведение, но большое по содержанию.

В процессе слушания   учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

Выделяются этапы восприятия музыки, которые традиционны в музыкальном воспитании:

  1. Целостное восприятие, с целью привлечения внимания к слушанию музыки, настроя на восприятие, погружение в него.
  2. Дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
  3. Осознание выразительной роли отдельных средств и повторное целостное восприятие  с целью закрепления представлений о прослушанной музыке.

Музыкальное произведение прослушивается  на нескольких занятиях, на каждом из которых ставится определенная цель и соответственно выбираются методы и приемы.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения свойств  звука в дидактических играх.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в  движениях и оркестре, пении. Например, знакомство с произведением «Санта-Лючия» осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре.

Характер музыки Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.

Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки.

На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

Интеграция объединяет  музыку, изобразительное искусство, литературу и хореографию и поэтому очень актуальна, так как интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии.  Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?»

Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

Обращение к синтезу искусств осуществляется на занятиях из цикла «Встречи с  в музыкальной гостиной», где дети слушают классическую музыку, читают стихи и рассматривают картины по временам года.

На занятии по теме «Море» дети слушают музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее» и рассматривают картину «Девятый вал» Айвазовского; по теме «Сказка в музыке» слушая  Свиридова «Колдун», использованы иллюстрации к сказкам и видеофрагмент сказки.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушаем знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.

Например, проведены музыкальный досуг по произведениям Чайковского «Времена года», концерт-беседа по развитию музыкального восприятия по музыкальной сказке «Про Алису».

Вместе с детьми были поставлены музыкальные спектакли по сказкам «Щелкунчик», «Снежная Королева», «Муха-цокотуха», «Спящая красавица» (Приложение 2).

4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой , художественной, двигательной.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга

Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации  сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют  в богатырей, когда мы  знакомимся с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»  и с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются  в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С.С. Прокофьева «Золушка») Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.

Педагоги часто используют музыку в различных видах занятий. (Тема «Аквариум», музыка Сен-Санса, «Море» (Римский-Корсаков «Океан – море синее»), «Карнавал животных» Сен-Санса) На экологических занятиях используется музыкальный цикл по «Временам года» П.И. Чайковского, А. Вивальди.

Мониторинг эстетического воспитания детей осуществлялся  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа  участия  выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.

В разработке нашей методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника мы руководствовались положениями К.В. Тарасовой.

Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по нашему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Положительным результатом своего опыта считаю достижения бывших воспитанников, обучающихся в ДШИ на фортепиано, скрипке, народных инструментах, которые вместе со своими педагогами приходят к нам в конце учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ.

Таким образом, можно сделать выводы о том,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

К работе прилагается презентация (Приложение 1).