Взаимодействие педагогов в условиях дошкольного учреждения с приоритетными направлениями развития воспитанников


Общеизвестно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования  фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния: научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; побуждать познавательные интересы.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе  большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ,  переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение  новшеств.

Я работаю в муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский  сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида города Нурлат. Это небольшой город с населением 30 000 человек, самая южная точка нашей Республики.   Наш детский сад – один из крупных в городе. 10 групп, 274 ребенка с которыми работают 27 педагогов: 20 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель английского языка, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатель художественно-эстетического цикла.      

Созданы все материальные условия  не только для воспитания и развития дошкольников, но  и   для ведения инновационной деятельности. Оборудованы  физкультурный  и музыкальный залы. В музыкальном зале есть театральная  студия,  кабинет английского языка, кабинет татарского языка, мини-музей краеведения и культуры нашего района, изобразительная студия, кабинет психолога, кабинет по обучению правилам дорожного движения с электрофицированным автоклассом, электромобилем и велосипедами, современной развивающей средой в группах. На территории имеется спортивная площадка со спортивным оборудованием, дорожкой здоровья, площадкой БДД.

Улучшить материальную базу позволяет  участие в конкурсах Республиканского и районного уровня. Электрофицированный автокласс, например, – приз УГИБДД МВД РТ за организацию работы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дороге. Электромобиль – приз ГИБДД ГРОВД за победу в конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге».

Создание таких условий стало возможным в 1995 году, когда коллектив получил лицензию Министерства образования и науки Республики Татарстан на ведение инновационной деятельности. Были введены 2 дополнительных штатных единицы, учреждение работало в режиме прогимназии. В детском саду обучались  дети с 1 по 3 класс. Дошкольные группы перешли на программу «Радуга» под редакцией Н.Дороновой. Использовали также программу Р.Г.Бургановой    по ознакомлению дошкольников с историей и культурой татарского народа. 

С  открытием новой школы  проблема размещения детей 7-10 лет была решена. Но встала проблема перед администрацией нашего учреждения; как сохранить накопленный опыт раннего изучения английскому языку, преподавания изобразительной деятельности отдельным специалистом.  Выход нашелся. Мы сменили статус. Учреждение стало детским садом общеразвивающего вида с  приоритетным осуществлением  интеллектуального и художественно-эстетического направлений развития воспитанников. Работаем по программе «Радуга». Уже третий год используем программу И.Лыковой «Цветные ладошки». Приобрели весь наглядно-методический комплекс к этой программе.  Работы детей стали оригинальными, яркими. Дети участвовали в конкурсах Системы Добровольной Сертификации Информационных технологий (ССИТ). Рисунки наших воспитанников заняли несколько 1-х и 2-х мест по России, а воспитатель по обучению изобразительной деятельности Григорьева Ю.А. получила Золотой сертификат качества преподавания. Коллективные работы украшают интерьер детского сада. Это действительно оригинальный вариант формирования у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Но, как известно, инновационным процессом нужно руководить. Все годы работы меня не устраивало, что воспитатели и специалисты дублируют друг друга при проведении занятий.  Например, возьмем самую простую тему «Зима». О ней говорит воспитатель, по очереди все педагоги, которые работают в группе. В результате воспитанники получают отрывочные сведения из разных отраслей науки. Хотелось, чтобы дети узнали больше, чтобы у них сложилось целостное восприятие того или иного предмета или явления. У ребенка не формируется представления  о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Увеличивать количество занятий или их продолжительность мы не имели права:   нужно было выполнить гигиенические требования к проведению занятий, не перегружать расписание.

Было много  поисков форм методической работы, форм работы с детьми.  Проблему позволил нам решить процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в детском саду, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и  игровой деятельности – интегрированные занятия. На них объединяются различные  области знаний,  содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой  и самостоятельной деятельности.

Например, занятие  «Овощи» в старшей группе.  Воспитатель раскрыл эту тему, показывая пользу овощей, содержание витаминов, воспитатель по обучению английскому языку закрепил несколько знакомых названий и дети заучили 2 новых слова, то же сделали дети с воспитателем, обучающим татарскому языку,  в 4-й части занятия дети делали аппликацию нетрадиционными материалами «Овощи в корзине». Части занятия были взаимосвязаны, проводилась динамическая пауза, гимнастика для глаз, хороводная игра малой подвижности. Все  двигательные паузы также были на тему «Овощи».

Очень ярким, запоминающимся было итоговое занятие по теме «Зима» в подготовительной группе. Стихи, музыка, репродукции с картин художников-классиков и художников Татарстана, танец-импровизация  «Метель» на музыку Г.Свиридова. В заключительной части дети выразили свои впечатления в коллективной работе. Мы уложились в 50 минут. Обычная продолжительность занятия 30 минут. В подготовительной группе их 3, то есть 90 минут плюс 2 перерыва по 10 минут. Итого на обычные занятия уходит  1 час 40 минут. За счет смен деятельности дети не устают. Занятие проходит в игровой форме,  была организована двигательная активность. Дети не устали, были бодры и веселы. Педагоги такие занятия приняли, хотя они и требуют большие подготовки, большей реализации сил. Но всех устраивает итог – у детей складывается полная картина мира.  И если вначале работа велась спонтанно,   на этот учебный год  разработали модули взаимодействия модули взаимодействия. 

Воспитатели одной группы работают по программе «Детство». В этой группе интегрированные занятия – каждодневная практика.

Удалось увлечь своих коллег и проектной деятельностью. Работа осложняется удаленностью нашего города от Казани и Набережных Челнов, но проблема решается  при прохождении курсов, а также большим количеством педагогических журналов, которые мы получаем, информационными технологиями.

Мониторинг ведем с 2000 года. Отслеживаем результаты, ищем причины неудач и невысоких показателей. В детском саду отметок не поставишь. Диагностику приходится вести не один день. Ребенок не должен понять, что его знания проверяют. Играем, рассматриваем картинки, дети отвечают на вопросы, ведется наблюдение во время игр, прогулок.   

Где берем деньги?  Первыми в городе начали работу кружков и секций. Обучение английскому языку, занятия танцевальной гимнастикой,  татарский фольклор и театральная деятельность на татарском языке, хореография, дополнительные занятия  в изостудии, развитие мыслительных процессов и коммуникативных технологий ведутся для желающих на платной основе. Имеются и бесплатные кружки. Руководитель кружков – свои сотрудники. Со стороны никого нет. Воспитатель Белова Н.А. по первому образованию –   хореограф, педагог-психолог Саврандейкина И.Н.  закончила «Международную  мастерскую профессионального стиля профессора, доктора психологических наук Сибгатуллиной И.Ф.» при кафедре педагогической психологии ИРО РТ в рамках последипломного образования.

Инновационная деятельность в детском саду дает не только возможность деть детям разносторонние и целостные знания, научить их применять эти знания, но и повысить профессионализм педагогов и, как следствие, заработную плату. В 2010 году сразу 2-е воспитателей получили высшую квалификационную категорию. На сегодняшний день из 28 воспитателей и специалистов  4 человека – 11% –  имеют высшую категорию, 11- 39% –первую, 9-31%  – вторую квалификационную категорию, 57% педагогов имеют стаж более 20 лет, 9-32% – педагогов  имеют высшее образование, 6-21% – человек обучаются заочно в высших учебных заведениях.

Задумки и планы у небольшого детского сада большие. Основные тенденции дошкольного образования связаны с организацией комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Это требует разных подходов к образовательному процессу в рамках одного учреждения, его планированию и разработке образовательной программы для обеспечения  деятельности детского сада как современного динамически развивающейся организации, работающей в режиме функционирования и развития. Ведь дошкольное образование определяет будущее России.