Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школе через реализацию программы "Учимся, играя!"


Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Наше МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 31 «Дюймовочка» посещают 225 детей. Количество возрастных групп 12, из них: 9 групп детского сада, 3 группы детей раннего возраста. В ДОУ реализуется образовательная программа «Радуга».
По данным обследования в октябре 2009 г. детей возраста от 3-х до 7 лет в ДОУ выявлено, что 72% (161 чел.) обследованных детей относятся к «группе риска». Среди них дети, имеющие проблемы: (рис.1)

Рис. 1

Рис. 1

Из диаграммы видно, что самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии (нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики).

У детей с отклонениями в речевом развитии при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с тем, что коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического воздействия на личность ребенка, в нашем детском саду была создана модель внутренней коррекционной службы, куда входят педагог-психолог и учитель-логопед.
Задачи коррекционно - развивающей работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.
К концу дошкольного возраста ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.
В первую очередь наша работа направлена на становление и развитие произвольности, причем не только в психомоторной сфере, но главным образом, в интеллектуальной. Иными словами, ребенок учится управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе мы начинаем работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.

Важная роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.
Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы психолого – логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившей название «Учимся, играя».

Цикл занятий по программе «Учимся, играя» для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Цель занятий: оказание психолого-логопедической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи:

  • развитие речи и творческих способностей;
  • развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи);
  • повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;
  • развитие у родителей и детей навыков рефлексии;
  • обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);
  • развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Содержание программы

Занятия проводятся в группе – совместно с родителями и детьми. Общее количество занятий – 10. (Приложение 1 «Тематический план занятий по программе «Учимся, играя») Продолжительность занятий – 40 – 60 минут. Оптимальное количество участников – 16–20 человек (8–10 семейных пар). Периодичность встреч – 1 раз в неделю.

Структура занятия

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «рефлексия». Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В«основной части» ведущие продвигают группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. Взаключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются. Каждое занятие содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает детям почувствовать усталость. Цикл занятий объединен единой сюжетной линией «Путешествие по сказкам». Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии так же подчинены одной теме. Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы сказкотерапии, игротерапии, телесно ориентированной терапии. (Приложение 2 «Конспект занятия № 1 «Путешествие по сказкам»)

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим признакам:

  • возрастающий интерес к заданиям, выполняемым совместно родителями и детьми;
  • увеличение заинтересованности не только в групповых развлекательно – познавательных играх, но и в специальных упражнениях, выполняемых в парах;
  • повышение активности участников занятий;
  • у родителей происходят значительные изменения во взаимоотношениях с детьми.

Родители отмечают:

  • ощущение внутреннего спокойствия;
  • видят, какие задания вызывают у ребенка трудности в выполнении;
  • расширились представления и знания о психологической готовности ребенка к школе;
  • стали лучше понимать своих детей;
  • усилилось принятие своих детей.