Качество дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 31 "Колокольчик"


Выступая в прямом эфире телеканала Россия, Президент России Дмитрий Медведев поставил перед педагогическим сообществом задачу - создать современное образование. современное образование - что это такое? Может ли быть образование не современным. Если нет, то каковы отличительные характеристики современного образования, вообще и дошкольного образования в частности?

В традиционном подходе обсуждение этих вопросов было бы организовано со специалистами - педагогами. С точки зрения современных принципов управления качеством мы должны обсуждать характерные особенности современного дошкольного образования, прежде всего, с теми, кто его заказывает: с родителями, детьми и только потом с теми, кто его производит: с сотрудниками образовательного учреждения. Мы попросили родителей ответить на ряд вопросов:

1. Что для Вас - современное образование?

2. Закончите фразу "Современное дошкольное образование это:

3. Отвечает ли образование ваших детей в нашем дошкольном образовательном учреждении требованиям современности. Поясните свою точку зрения.

4. За счет чего образование детей в нашем образовательном учреждении может в большей степени отвечать требованиям к современному дошкольному образованию.

В процедуре анкетирования принимало участие 45 родителей, что составило 40% от общего числа родителей ДОУ. Анализ результатов анкетирования показывает, что для 57% респондентов современное образование это - знания, умения и навыки и подготовка детей к школе, но обратите внимание для 43% респондентов современное образование - это развитие личностных качеств;

Ответы респондентов на 2 вопрос усиливают тенденцию связи современного дошкольного образования с подготовкой детей к школе на 10% в меньшей степени, с развитием личностных качеств - на 29%, т.е. в большей степени. Однако появляется связь современности дошкольного образования с физическим развитием ребенка - 9% респондентов.

3 вопрос предполагал анализ соответствия дошкольного образования в нашем дошкольном образовательном учреждении требованиям современности.

76% респондентов положительно отвечают на этот вопрос, уточняя его содержательные характеристики:

- 37,5% респондентов - хорошая подготовка к школе;

- 37,5% респондентов - да все устраивает и методики и образовательная программа; дети получают все необходимое; много слышу от ребенка о деятельности в ДОУ, молодцы; видны мероприятия направленные на развитие детей; ребенок постоянно показывает новые знания; практически да, мой ребенок здоров, счастлив с удовольствием ходит в детский сад; устраивает, но можно больше внимания уделять именно подготовке к школе;

- 19% респондентов современность дошкольного образования в дошкольном учреждении связывают с положительными чувствами детей и определенными умениями: ребенок доволен, умеет читать, писать и считать; - 5% респондентов считают, что образование в нашем образовательном учреждении не отвечает требованиям современности. Это три человека.

4 вопрос предполагал выявление сильных сторон образовательной деятельности сотрудников ДОУ.

- 24% - респондентов затруднились ответить;

- 33,5% - за счет применения новых технологий;

- 19% - видят качество образовательной деятельности педагогического состава;

- 14% - за счет повышения квалификации сотрудников;

- 9,5% - повышения престижа профессии педагога дошкольного образовательного учреждения.

Нам, безусловно, предстоит аналитическая работа по анализу ответов родителей, т.к. характер ответов и их процентное соотношение дает основания для выделения процессов, направленных на улучшение качества дошкольного образования в нашем ДОУ.

Таким образом, родители наших воспитанников как потребители образовательных услуг ДОУ, прежде всего, хотят от нас хорошей подготовки детей к обучению в школе, развития личностных качеств, среди которых - физическое развитие детей. Кроме этого, родители увидели связь современного дошкольного образования с применяемыми педагогическими технологиями, кадровым обеспечением образовательной деятельности. Современное дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования.

С точки зрения государства, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личностных качеств ребенка-дошкольника и отвечает на вопрос, какой он, выпускник ДОУ:

- физически развитый;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- овладевший необходимыми умениями и навыками.

Однако, ФГТ ориентируют профессиональное сообщество на разумный минимум, что не может удовлетворить сотрудников нашего дошкольного образовательного учреждения. Потому что качество оно всегда максимум и всегда превышает установленные нормативы.

Отсюда стратегическая цель образовательной деятельности ДОУ - достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства.

Новое качество образования для нас - это степень способности образовательного учреждения, как педагогической системы, как основного "инструмента" культурной формы, обеспечить новые цели образовательной деятельности, которые оформляются "заказываются" всеми заинтересованными сторонами: родителями, государством, обществом и т.д. А это требует, с одной стороны, умений педагогического персонала вести диалог со всеми потребителями образовательных услуг, а с другой - постоянно создавать, обновлять и умножать реестр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.

Гарантией качества дошкольного образования в нашем образовательном учреждении является - Политика в области качества образования.

Сегодня, подводя итог образовательной деятельности, мы проанализировали степень ее реализации.

Основные методы анализа - изучение качества результатов образовательной деятельности и анкетирование сотрудников.

Я позволю себе напомнить содержание этого документа.

Первый компонент Политики:

Цель образовательного учреждения в области качества - качество образовательных услуг в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, удовлетворяющих все заинтересованные стороны.

Для реализации этой цели мы стремимся:

1. Изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;

2. Улучшать качество образовательного процесса за счет:

- развития содержания образования в МДОУ;

- применения современных образовательных технологий;

- улучшения учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- освоения сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций;

3. Ориентироваться на современные тенденции в области дошкольного образования.

4. Создать медико-социальные условия, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности детей;

5. Выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

6. Анализировать и оценивать собственные возможности по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

7. Неуклонно выполнять требования к качеству образовательных услуг.

8. Создавать условия для продуктивной и творческой работы сотрудников ДОУ;

Ответственность за качество реализации образовательной программы ДОУ и совершенствование собственных методов работы несет каждый сотрудник.

Руководство образовательного учреждения берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий для достижения цели в области качества и обеспечивает проведение и внедрение настоящей Политики на всех уровнях.

Как же удерживаются компоненты Политики в области качества образования сотрудниками нашего ДОУ.

Отмечается положительная динамика удержания цели - 90% педагогов удерживают цель образовательной деятельности, что составляет 19 человек, а всего 21.

Среди средств, обеспечивающих достижение качества мои коллеги выделяют:

  • Изучение и прогнозирование требований заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста- 70,5 % сотрудников;
  • Анализ и оценку собственных возможностей по удовлетворению требований заинтересованных сторон - 60% сотрудников;
  • Применение современных образовательных технологий - 50%;
  • Создание медико-социальных условий, обеспечивающих безопасные условия жизнедеятельности детей - 47%;
  • Улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - 35%;
  • Освоение сотрудниками образовательного учреждения новых профессиональных компетенций - 23,5%;
  • Выстраивание конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; ориентировки на современные тенденции в области дошкольного образования; развития содержания дошкольного образования в ДОУ - по 18 %;

Таким образом,

  • проявляется следующая зависимость между тем, что для нас персонально значимо, и тем, что отмечают родители как нашу сильную сторону образовательной деятельности;
  • нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако, если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше!, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты.

Проведенный анализ качества образовательной деятельности ДОУ позволяет нам на основе конкретных фактов определить сильные ее стороны и наметить приоритетные направления деятельности образовательного учреждения на следующий учебный год:

По развитию содержания дошкольного образования в ДОУ:

- Разработка образовательных проектов по реализации требований к содержанию основных направлений развития воспитанников - новых образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ;

По учебно-методическому обеспечению образовательного процесса ДОУ:

- Приведение в соответствие УМК реализуемой образовательной программы ДОУ;

По управлению качеством дошкольного образования:

- Построение системы мониторинга качества образовательной деятельности ДОУ;

- Объективной оценки достигнутых результатов на основе конкретных фактов и определение перспектив развития;

- Создание условий для достижения каждым сотрудником ДОУ высокого уровня профессионализма педагогического коллектива;

- Реализации системы повышения квалификации с включением в эту систему всех категорий сотрудников;

По созданию материально-технических и безопасных условий жизнедеятельности воспитанников ДОУ:

- Соответствие материально-технической базы образовательного учреждения современным требованиям по осуществляемой образовательной деятельности;

- Создание в образовательном учреждении безопасных условий, соответствующих требованиям ПБ, СанПин, техники безопасности;

- Эффективное использование финансового ресурса образовательного учреждения;

По развитию форм взаимодействия с родителями:

- Изменение технологий взаимодействия с родителями: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям.

- Применение педагогами ДОУ социальных технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье.