"Карточка здорового ребенка" и памятка к ней как путеводители по физическому и психологическому здоровью ребенка


В связи с модернизацией образования в нашей стране особую значимость приобрело совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

В процессе физического воспитания дошкольника следует создавать такие условия, в которых его физические возможности раскрываются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерии его - состояние здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности, половая дифференциация и др.

Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как учет пола ребенка и оценка по темпам прироста показателей физических качеств. Существует также унифицированная методика оценки физического развития. Данные проведенного нами анализа позволяют сделать вывод о том, что практическим работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом разнообразии стандартов, по которым не всегда можно реально оценить уровни физической подготовленности детей.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающий комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволяют получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию, которые послужили бы основой разработки оздоровительных программ в детском саду.

Предлагаемые нами "Карточка здоровья ребенка" и памятка к ней - позволят вооружить педагогов дошкольных образовательных учреждений конкретными методиками контроля физического состояния ребенка и создать реальные условия, обеспечивающие реализацию принципа индивидуализации педагогических воздействий в физическом воспитании, осуществить индивидуализированные подходы к оценке физического развития и физической подготовленности детей.

Педагогический контроль в физическом воспитании - это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.

Для подробного анализа уровня физического развития и подготовленности детей проводится диагностика.

Диагностика физической подготовки детей проводиться: основная 2 раза в год (с 1 по 15 сентября и с 1 по 15 мая) и 1 раз в год промежуточная, и заключается в следующем:

1. Совместно с медсестрой, по рекомендациям врача-педиатра из детской поликлиники, мы составляем список детей с патологическими отклонениями в здоровье (т.е. состояние осанки и нижних конечностей, часто болеющие дети и др.), обсуждаем, кому из детей необходимы ограничения в каких-либо спортивных движениях и физической нагрузке;

2. Затем проводим обследование уровня физической подготовленности детей для каждой возрастной группы:

уровень физической подготовленности старшей группы

  • Скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места, бросок набивного мяча весом 1 кг. двумя руками из-за головы;
  • Выносливость - бег 120 метров и 150 метров;
  • Гибкость - наклон вперед стоя на гимнастической скамейке;
  • Быстрота - бег 10 метров с хода и 30 метров со старта;
  • Ловкость - равновесие - время удержания положения на одной ноге, руки на поясе "Тест Цапля", "Тест Балерина".

оценка функционального состояния основных систем организма:

  • проба Мартинэ - Кушелевского;
  • проба PWC 170;
  • проба с переменой положения тела;
  • определение частоты дыхания;
  • функциональная проба с задержкой дыхания.

уровень физической подготовленности подготовительной группы:

  • Скоростно-силовые качества - прыжок в длину с места, бросок набивного мяча весом 1 кг. двумя руками из-за головы;
  • Выносливость - бег 90, 150 и 300 метров;
  • Гибкость - наклон вперед стоя на гимнастической скамейке;
  • Быстрота - бег 10 метров с хода и 30 метров со старта;
  • Ловкость - равновесие - время удержания положения на одной ноге, руки на поясе "Тест Цапля", "Тест Балерина".

оценка функционального состояния основных систем организма:

  • проба Мартинэ-Кушелевского;
  • проба PWC 170 с использованием степ-теста;
  • проба с переменой положения тела;
  • определение частоты дыхания;
  • функциональная проба с задержкой дыхания.

оценка уровня психического развития детей 5-7 лет.

  • методика "включение в ряд" (Цель: выявляет умение устанавливать отношение между предметами по величине).
  • методика "разложи на листе" (Цель: определение ориентации в пространстве).
  • методика "Кубики Кооса" (Цель: оценка уровня сформированности наглядно - образного мышления).
  • методика "Исключение предмета" (Цель: исследование наличия элементов словесно-логического мышления).
  • методика "Назови слова" (Цель: определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка).
  • методика "Поставь значки" (Цель: оценка переключения и распределения внимания ребенка).
  • методика "Запомни и расставь точки" (Цель: оценивается объем внимания ребенка).
  • методика " 10 слов" (Цель: исследование объема слуховой памяти).
  • методика "10 картинок" (Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания).
  • методика " Дорисовывание фигур" (Цель: исследование уровня воображения).
  • методика "Тест тревожности" (Цель: определение уровня тревожности детей от 4 до 7 лет, по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
  • методика "Секрет" (Цель: социальные контакты).

3. Эти обследования помогают определить индивидуальные особенности детей, их физическое и психическое развитие, интересы, способности и подготовленность. Далее мы определяли, по какой программе работать с каждой группой (по программе предыдущего возраста или по основной возрастной), определяли детей нуждающихся в индивидуальных занятиях по коррекционной и профилактической программам.

Форма обследования разрабатывалась так, чтобы воспитатели могли представить родителям результаты без затруднений в теории физического воспитания. Для этого применяются индивидуальные карточки развития. В "карточку здоровья ребенка" вносятся показатели физического здоровья, антропометрические коэффициенты, перечень основных перенесенных заболеваний, показатели физической подготовленности, расписание индивидуальных занятий, расписание занятий "игровой деятельностью", список предлагаемых "игр на дом", показатели развития психических способностей, оценки функционального состояния организма, диагностика развития некоторых показателей, рекомендации врача, психолога, логопеда, инструктора по ФК, педагога дополнительного образования, инструктора по ЛФК.

При обследовании уровня физической и психической подготовленности мы старались выявить способности каждого ребенка, найти индивидуальный подход к каждому из детей.

Для облегчения работы с "карточкой здоровья ребенка" мы разработали памятку к ней. Памятка включает в себя пошаговое инструктирование действий инструктора по ФВ. В памятке указаны объяснения к таблицам, пояснения и расшифровка формул, используемых при работе с обработкой данных диагностики, также в ней содержатся нормативы основных тестов по физическому воспитанию.

Лишь своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств детей и соответствие их возрастным нормам. На основании результатов диагностики изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Наградой за столь кропотливый труд специалистов и воспитателей является здоровье ребенка, его улыбка! Ведь для работников дошкольного учреждения нет ничего важнее здоровья ребенка, как физического, так и психического. Своим трудом и старанием, они дарят детям ощущение радости и детского счастья. Следят, чтобы никакие неприятности (болезни, недуги, огорчения, разочарования), не омрачали жизнь их воспитанников!