Картины как средство речевого развития детей раннего возраста


Е.А. Тихеева подчеркивает, что картинкам и картинам “как фактор речевого и умственного развития ребенка должно быть отведено почётное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины развивают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому картины так ценны и значение их так велико”.

Приложение 1

Картинки – плоскостное изображение реальных предметов и игрушек, т.е. более отвлеченная форма отражения реальной действительности.

Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление, имеет определённое словесное выражение, название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируется высшие психические функции (восприятие, память, речь и мышление, воображение). Способность воспринимать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Картинка способна “мягко” вывести ребенка на уровень символического замещения и тем самым способствовать формированию мышления и речи.

И, наконец, художественные произведения представляют наиболее высокую форму отражения и познания окружающего через слово.

Следовательно, занятия с включением картин и картинок являются необходимыми для развития речи маленького ребенка.

Предметно-развивающая среда.

Свою работу я оформила в едином стилеКартинки из ниток”. Эти Картинки отражают потешки, Прибаутки, песенки. При рассматривании их ребенок находится в состояние радостного возбуждения, а положительные эмоции так необходимы для развития и роста ребенка.

В приемной комнате группы присутствуют картины по потешкам:

1-я картина.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке
Мишки толстопятому, заиньке усатому.,
Кому в платок, кому в зобок,
Кому в лапоньку.

2-я картина.

Чики-чики-чикалочки
Едет Ваня на палочки,
Дуня в тележке
Щелкает орешки

3-я картина.

Киска-киска брысь
На дорожку не садись
А то Ванечка пойдет
Через киску упадет

Русско-народные сказки: “Колобок”, “Теремок”

В группе в игровой комнате находится картина по русско-народной сказке “Курочка Ряба”.

Эти картины выполнены из ниток.

И даже в спальне присутствуют картины:

В природных уголках выполнены картины из цветной бумаги.

Для развития детей третьего года жизни использую: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы, инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, картинку, на которой он изображён, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нём говорится. Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлечённости, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребёнком раскрывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи. Помимо ознакомления с окружающим, решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи: развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира. Считается, что инициативная речь ребёнка формируется в процессе познавательной деятельности. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. Не случайно на протяжении третьего года увеличивается число высказываний, относящихся к познавательным потребностям: они составляют около половины инициативных высказываний детей третьего года жизни.

Вместе с тем следует заметить, что наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи детьми: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня я уделяю внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями).

Заключение.

В результате повышается речевая активность детей, эмоциональное восприятие; дети знают большое количество потешек, прибауток, колыбельных; с удовольствием играют в подвижные игры, водят хороводы, с желанием выполняют логоритмические упражнения; имитируют движения зверей и птиц; с помощью воспитателя инсценируют небольшие по объему потешки и сказки.

Занятия с картинками и картинами полезны не только для умственного развития, но и для физического совершенствования и здоровья детей раннего возраста.