Взаимодействие заместителя заведущего и учителя-логопеда с воспитателями в вопросах расширения словарного запаса детей дошкольного возраста


Вопросам развития речи в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание, не является исключением и наш детский. В течение последних лет задачи развития речи детей являются одними из основных и отражаются в годовых задачах работы МДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».

Проведя анализ проделанной работы, мы сделали вывод об эффективности реализации речевого направления развития. Однако остались и проблемы. Основной  является бедность словарного запаса дошкольников. Наши дети научились составлять развернутые и содержательные рассказы по картинам, сериям картин, из личного опыта, творчески преобразовывать художественные тексты. Но при этом отмечается краткость составляемых предложений, отсутствие в них сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, многозначных слов, образных выражений. Всё перечисленное оказывает влияние на качественную сторону речи.

Возникла необходимость активизации работы по расширению словарного запаса детей всех возрастных групп. Надо было обогатить словарь новой лексикой, закрепить и уточнить значение уже известных слов, активизировать их в речи.

Работу по расширению словарного запаса дошкольников необходимо было начать с методической поддержки педагогов в данном вопросе и с повышения качества речи взрослых, окружающих ребёнка. Организатором этой работы в рамках дошкольного учреждения является заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, однако высокого результата можно достичь лишь в случае грамотного и слаженного взаимодействия всех специалистов.

Методическая поддержка педагогов по вопросам развития речи детей осуществляется в ходе  Педагогических советов, семинаров, круглых столов, консультаций (групповых и индивидуальных), открытых просмотров, работы по темам самообразования, изучения передового педагогического опыта, методической литературы.

Активным участником всех мероприятий, проводимых в ДОУ в рамках решения речевых задач, является учитель-логопед. Этот специалист проводит не только диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми, но и даёт воспитателям практические рекомендации и подбирает упражнения по проблемным направлениям развития речи каждого конкретного ребёнка.

В начале учебного года учителем-логопедом проводится обследование речи детей, по результатам которого разрабатываются рекомендации воспитателям, заводятся тетради взаимодействия логопеда и воспитателя (в тех группах, в которых дети занимаются на логопункте).

Данные рекомендации различаются по возрастам:

  • для детей 2-4 лет,
  • для детей 4-7 лет.

Обогащая словарь, удобно пользоваться речевыми карточками, которые прилагаются к данным рекомендациям. Здесь указанны названия упражнений, задания  в виде вопроса или просьбы и необходимый речевой материал. Задания можно выполнять с использованием картинок, предметов, игрушек, в процессе беседы.

Необходимо обогащать  словарь:

1)  названиями частей предметов

Например: карточка «Назови и покажи части предмета».

Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.

У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носик, пятка, подошва, каблук). И т. д..

2) обобщающими понятиями

Карточка  «Обобщающие понятия».

Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные,  например: «Назови, какую ты знаешь одежду?»       Назови одним словом.

Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки,… (обувь); стол, кровать, шкаф,… (мебель), яблоко, апельсин, груша,… (фрукты); синица, ворона, голубь,… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка,… (перелетные птицы); помидор, огурец, морковь,… (овощи); кофейник, салатница, солонка, масленка, сковорода, хлебница, соусница,… (посуда); автобус, легковая машина, грузовая машина,… (наземный транспорт); корабль, пароход, яхта,… (водный транспорт); самолет, вертолет,… (воздушный транспорт); собака, коза, свинья,… (домашние животные); лиса, медведь, волк,… (дикие животные); пенал, карандаш, краски, тетрадь, учебник,… (учебные принадлежности); пылесос, стиральная машина, компьютер, холодильник,… (электрические приборы).

3) названиями детёнышей животных

Карточка  «Детёныши животных».

В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к.  часто дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр.: «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).

Назови детенышей.

У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади (жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок, телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у льва (львенок, львята), у ежа (ежонок, ежата), у зайца (зайчонок, зайчата), у белки (бельчонок, бельчата), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок, лисята). У курицы (цыпленок, цыплята), у индюка (индюшонок, индюшата), у утки (утенок, утята), у гуся (гусенок, гусята).

4) антонимами

Карточка  «Слова - наоборот»

Скажи наоборот.

Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек).

Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т.д. с другими словами.

5) притяжательными прилагательными

Карточка «Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»

У кошки - чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё ухо? (кошачье ухо). У коровы - чья морда? (коровья морда); чей хвост? (коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки - чья морда? (собачья морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади - чья морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо? (лошадиное ухо). У волка - чья морда? (волчья морда); чей хвост? (волчий хвост); чьё ухо? (волчье ухо). У белки - чья морда? (беличья морда); чей хвост? (беличий хвост); чьё ухо? (беличье ухо). У лисы - чья морда? (лисья морда); чей хвост? (лисий хвост); чьё ухо? (лисье ухо). У зайца - чья морда? (заячья морда); чей хвост? (заячий хвост); чьё ухо? (заячье ухо). У медведя  -чья морда? (медвежья морда); чей хвост? (медвежий хвост); чьё ухо? (медвежье ухо). У льва - чья морда? (львиная морда); чей хвост? (львиный хвост); чьё ухо? (львиное ухо).

6) относительными прилагательными

Карточка  «Образование слов- признаков от предметов».

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? ( пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (стеклянная); клещи из железа, значит они какие? ( железные); варежки из шерсти, значит они какие? (шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (бумажная); сок из овощей, значит он какой? ( овощной); сок из моркови, значит он какой? (морковный); сок из яблок, значит он какой? (яблочный); сок из апельсинов? (апельсиновый); сок из мандаринов? (мандариновый); сок из сливы? (сливовый); сок из вишни? (вишнёвый); сок из малины? (малиновый); сок из клубники? (клубничный); сок из бананов? (банановый).

7) названиями профессий.

Карточка  «Профессии».

Назови профессию человека, который:

Стрижет волосы (парикмахер), шьет одежду (портниха, швея), продает товар (продавец), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей (врач), воспитывает детей в детском саду (воспитатель), учит детей в школе (учитель), проводит экскурсии (экскурсовод), выдает книги (библиотекарь), фотографирует (фотограф), играет в хоккей (хоккеист), делает предметы из дерева (столяр), пасёт стадо (пастух), ухаживает за лошадьми (конюх), доит коров (доярка), ухаживает за домашними птицами (птичница),, танцуют на льду (фигурист), кладёт печь (печник), точит ножи (точильщик), ведёт поезд (машинист), чистит обувь (чистильщик), проверяет билеты (контролёр), работает на экскаваторе (экскаваторщик), летит в космос (космонавт), играет на пианино (пианист), ткёт ткань (ткачиха), добывает уголь (шахтёр), играет на скрипке (скрипач), лепит скульптуру (скульптор), чинит часы (часовщик), вставляет стекло (стекольщик), дрессирует зверей (дрессировщик), охраняет нашу границу (пограничник).

Исходя из вышеизложенного,  мы можем сделать вывод о том, что не только заместитель заведующего по воспитательно-методической работе может оказывать методическую поддержку воспитателям в вопросах расширения словарного запаса дошкольников, но и учитель-логопед может стать помощником в практическом решении данной проблемы.

Литература

1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/Под ред. Л.С.  Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,  1999.

2. «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).

3. Пятибратова Н.В. Отвечает логопед. - М.: ИФ «Унисерв», 2009.