Как животные готовятся к зиме


Цель: расширять и уточнять знания детей о животном и растительном мире родного края.

Программное содержание.

Индивидуальная работа.

Словарная работа.

Оборудование.

Методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический.

Приёмы:

Предварительная работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приходит на занятие Сова. Загадывает детям загадку:

Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает? (Осенью)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель к детям: Давайте сегодня поговорим о том, как животные готовятся к зимним холодам.А Сова послушает и посмотрит, как мы будем говорить о животных.

Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно).

Выставляются осенние знаки

– Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, Под опавшие листья, в щели домов.)

Муравьи (картинка).

– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.)

– А лягушки? (Лягушки зарываются в тины на дне водоёмов.)

– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)

– Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук,)

– Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

– А где зимует медведь? (В берлоге)

– Давайте посмотрим на эту картину «Медведи в осеннем лесу»

  • Какое время года в лесу?
  • Как вы узнали, что это осень?
  • Что делает медведица?
  • Что делают медвежата?

– Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки, что по краям ямы росли, подгрызает – они наклоняются и получается как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили
Головой они крутили:
Вот так, и вот так
Ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали:
Вот таки вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Ещё эдак, ещё так.
А потом они плясали,
Дружно лапы подымали
Вот так и вот так
Дружно лапы подымали.

– Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другая картина.)

– Чем занимаются белочки в осенние дни?  

– Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть кладовочки. В таких кладовочках много запасов, что за зиму сама не съест. Очень трудолюбивые белочки. Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.)

– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких щубках можно пережить морозы. Очень любит переодеваться заяц. Какую шубку? Из серой в белую) Почему?

– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. А белка, лиса?

– Ребята, на столе лежат конверты, возьмите и сложите из частей целое изображение. Какое животное получилось?

Затем выставляется схема для составления рассказа. 

– Я расскажу о волке по схеме, а вы послушайте.

Затем рассказывают дети.

Сова благодарит детей за рассказы. Ей понравилось у детей в гостях и она угощает детей клюквой. Прощается с детьми и улетает.

Воспитатель предлагает детям выбрать листочек. Если ребёнок считает что со всеми заданиями справился и на занятии ему понравилось, то жёлтый листочек, а если что-то не получилось – коричневый листочек.