Исторические места – память народная


Программное содержание:

Словарь: развалины, реставрация, восстановление.

Материал: строительный материал, дополнительный материал (деревья, цветы, памятник), схемы построек, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день, дорогие ребята. Мы с Веселым кирпичиком снова у вас в гостях. И пришли не с пустыми руками. Предлагаем внимательно посмотреть и отгадать интересные картинки-загадки.

Чего не хватает?

Найди одинаковые фигуры

– Сначала, что это за постройки? (Ворота или арки)
– А теперь, задание на внимание. Попробуйте-ка найти две одинаковые постройки.
– Молодцы!
Веселый кирпичик, предлагает еще задание. Вот фотографии одной постройки. Вы заметили, чем они отличаются? (Не хватает деталей в одной из построек) Каких?

Звуковой сигнал.

– Наш Кирпичик, чего-то хочет. Наверное, нужно к чему-то подойти. (Педагог идет сначала в одну сторону – кирпичик сигналит – «Не туда!», направление меняется – кирпичик умолкает. Дети садятся на стульчики)
Вот, что хотел показать вам наш Кирпичик.

Педагог показывает детям фотографии разрушенных зданий.

– Это развалины зданий. Может, кто-то объяснит, почему развалины? (Развалины – это остатки построек, которые были разрушены.)
Что осталось от этой постройки? Чего не хватает в этом здании?
Почему разрушаются постройки? (От времени, войной.)
– А как можно узнать военные развалины? (По круглым, большим дырам в стенах, следам от пуль.)
Вот знакомые мне развалины! Да это же Брестская крепость! Эта крепость была построена давным-давно. А в годы войны с фашистами ее целый месяц защищали наши солдаты. Крепость бомбили с самолетов, расстреливали из тяжелых пушек, забрасывали минами и гранатами. Были разрушены и крепостные стены, и сторожевые башни, и главный бастион. Но даже развалины помогали смелым солдатам сражаться за родную землю до последнего вздоха. Умирая, они царапали на крепостных старых стенах слова: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» «Умрем, но из крепости не уйдем».
Я недавно была в Белоруссии и видела восстановленную крепость. Как вы думаете, что значит восстановить?
Правильно. Это не построить заново. Например, Это достроить оставшийся фрагмент крепостной стены. Для Этого нужно подобрать кирпич такого цвета, выложить стену такой же высоты и формы, не забыть про бойницы и ворота, которые были раньше. Этими работами занимаются реставраторы.
Посмотрите, вот развалины здания. Что можно восстановить в нем, чтобы оно перестало быть развалинами? (Достроить стены, восстановить крышу, вставить окна и двери, и т.д.).
– Давайте и мы с вами сегодня реставрируем крепость, так как это делают настоящие реставраторы. Веселый Кирпичик приготовил нам много подсказок. Это схемы, фотографии. Вот они.

– Давайте подойдем к руинам нашей крепости. (Дети располагаются вокруг стола)
– Крепость это большой комплекс построек. Каждому из вас найдется свое дело. Коле и Свете восстановить ворота, Маша вместе с Дашей восстановит башни. Свои башни будут и у Юли и Димы, главный бастион будут восстанавливать Сережа и Коля, а главные ворота достанутся Марине и Пете.
– Перед началом работы Вам нужно внимательно посмотреть на свою подсказку, найти свой объект и только тогда приступить к работе. Не забывайте, что, восстанавливая разрушенную постройку, нужно помнить главные правила реставраторов:

  • разбирать сохранившиеся постройки.… Нельзя!
  • использовать строительный материал такого же цвета, и такой же формы;
  • бережно относиться к оставшимся постройкам;
  • построил – проверь!
  • проверил – помоги товарищу.

– Готовы? Начинаем реставрационные работы. Веселый кирпичик всегда готов придти на помощь к любому из вас, только позовите его.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.

Вопросы к детям, закончившим работу раньше:

– Какую постройку восстанавливал?
– Что достраивал?
– Какие детали использовал?
– Почему выбрал такие детали?

– Старые крепости – это исторические, памятные места, которые посещают люди. Они приезжают из разных уголков нашей страны и даже из других стран. Историческими памятниками гордятся, бережно сохраняют их, облагораживают (украшают) территорию.
Облагородим и мы нашу крепость. В этом питомнике деревья разных сортов. Возьмите по одному дереву. Хвойные деревья (какие?). Их нужно посадить вдоль красной стены. Лиственные деревья посадим вдоль зеленой стены. Кустарники (показывает) расположим у желтой крепостной стены. Давайте отойдем и посмотрим, как мы потрудились. Кем мы были? (Реставраторами)

Звуковой сигнал.

– Помню, помню. Нужно сфотографировать восстановленную крепость (сигнал продолжается). Опять что-то искать? Ну, пошли искать.

Педагог подводит детей к коробке с изображением кирпичика.

– Кирпичик опять приготовил нам какой-то сюрприз. Что же это может быть? Дети высказывают свои предположения.

(В коробке два памятника)

– Напомню вам, что крепость это исторический памятник. Какой памятник для нашей крепости мы выберем сегодня? (Памятник солдату). Почему?

Устанавливается памятник.

– Вокруг памятников всегда высаживают цветы. Попросим об этом наших девочек.

За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.

Фотографируется восстановленная крепость, и дети у постройки.

– Вы великолепно справились со всеми заданиями сегодняшнего дня. Спасибо большое за сотрудничество.