Исследовательско-творческий проект "Характер сказочных медведей"


Цель проекта: Познакомить детей со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства.

Задачи:

Основополагающий вопрос: Какими бывают сказочные медведи?

Этапы проекта:

I. Подготовительный:

II. Исследовательский:

Игры к проекту

Название игры

Вид

Программные задачи

Как медведь рычит?”

речевая

Развивать моторику речедвигательного аппарата

Разрезные картинки “Сказочные медведи”

дидактическая

Учить собирать картинки из 6-8 частей

Медведь и пчелы”

подвижная

Учить действовать, согласно правил игры, развивать двигательную активность детей

Кто уснул по кустом?”

музыкально-ритмическая

Учить действовать под музыку, выполняя музыкально-ритмические движения

“Теремок”

игра-драматизация

Побуждать детей участвовать в драматизации сказок

Тематическое планирование занятий к проекту

Раздел

Название

Программные задачи

Развитие речи

Составление рассказа к иллюстрации к произведению К.И. Чуковского “Краденое солнце

Побуждать детей рассматривать иллюстрированные издания детских книг, составлять с помощью воспитателя небольшие рассказы по картинке. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас

Художественная литература

“Краденое солнце”

“Медвежонок-невежа”

“Три медведя”

Маша и медведь

Продолжать поддерживать внимание и интерес к художественному слову. Учить воспринимать содержание произведения.

Ребенок и окружающий мир

Характер сказочных медведей”

Учить детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения

Изобразительная деятельность

Рисование “Мишка ест мед”

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.

Изобразительная деятельность

Лепка “Три медведя”

Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей с целого куска

Изобразительная деятельность

Аппликация “ Медведь и теремок”

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов

Изобразительная деятельность

“Теремок для зверей”

Учить строить простройки из крупного строительного материала соразмерно требуемым размерам

III. Заключительный этап проекта

  • Итоговое занятие “Характер сказочных медведей”
  • Выставка семейных творческих работ “ Медвежий угол”
  • Родители с удовольствием включились в творческий процесс
  • Совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга “Каким бывает медведь?”

Итоговое занятие проекта “Характер сказочных медведей”

Какими бывают сказочные медведи?

Задачи:

  • Учить детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения
  • Активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих черты характера;
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование:

  • Песня. А.Коваленков; Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.
  • Мольберт.
  • Магнитные фишки синие, красные.
  • Домик-теремок.
  • Игрушка медведь.
  • Иллюстрации к сказкам о медведях.
  • Игрушечные медведи по количеству детей.
  • фонограмма: рев медведя.
  • фонограмма: “Песенка Вини Пуха”.

Литература:

  • К.И. Чуковский “ Краденое солнце”.
  • А.Л. Барто “Медвежонок-невежа”.
  • Русская народная сказка “Три медведя”.
  • Русская народная сказка “Теремок”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу вам спеть песню про одного знакомого медведя.

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ


Слова А. Коваленкова
Музыка Л. Книппер

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге,
По проселочной дороге,
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг,
На сосну большую влез.


На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил,
И промолвил: “Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!”

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Вот такая история приключилась с медведем. Он так переживает, что теперь все его считают неуклюжим, нехорошим! А еще ему вдруг пришла в голову такая мысль, что дети

недолюбливают сказочных медведей… В одной сказке мишка домик развалил, в другой вообще Машеньку домой не отпускал. И еще есть немало сказок, где медведи не очень хорошо себя ведут. Ребята, но ведь в сказках-то медведи разные бывают! Хотите в этом убедиться? (да) Тогда я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Но прежде, давайте-ка вспомним, какие сказки с участием медведей вы знаете?

“Три медведя”

– “Теремок”

– “Колобок”

– “Медвежонок-невежа”

– “Вини Пух и все, все, все…”

-“Маша и медведь”

Если дети затрудняются ответить – рассматривается выставка книг.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие. Вот перед нами полянка. Что это за домик такой причудливый ? Да это (ответы детей) теремок! Ребята, а что с теремком случилось? (ответы детей: медведь раздавил)

- Какой в этой сказке медведь? (ответы детей: глупый, неуклюжий, невоспитанный)

- Почему вы так считаете? (ответы детей)

Давайте на мольберте отметим, какой в этой сказке медведь? Если он вам понравился, то поставьте красную фишку, если нет– синюю.

(Дети отмечают фишкой свое отношение к персонажу ).

Воспитатель: Ребята, а как наш медведь может помириться с другими героями сказки? (ответы детей)

Правильно, ребята. Пойдемте дальше.

Звучит фонограмма медвежьего рыка

Ой, кто это так грозно рычит? Я догадалась кто это. (Отрывки из произведения “Краденое солнце”):

“Подошел медведь тихонько,
Толканул его легонько,
“Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то гляди, поймаю, –

Пополам переломаю, –
Будешь ты, невежа знать
Наше солнце воровать!”

“Не стерпел медведь, заревел медведь,
И на злого врага налетел медведь…”

– Что же дальше было?

– Ребята, как сказка называется? (ответы детей: “Краденое солнце”)

– Правильно, вот он (показ иллюстрации к сказке)

– Какой медведь в этой сказке ? ( ответы детей: сильный, смелый…)

Какой фишкой мы его отметим?

“Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!”

Пойдемте в другую сказку.

Игрушка-Медвежонок плачет, капризничает.

Воспитатель: Здравствуй, Мишутка, ты из какой сказки?

Медвежонок: А вам какое дело? Не хочу, не буду!!! Аааааа!

Воспитатель: Помогите мне, ребята, подскажите, из какой сказки этот медвежонок?

Ответы детей: “Медвежонок-невежа”

Воспитатель: Ах вот это кто! Слышали мы про тебя немало!

Ребята, какой в этой сказке медвежонок? (ответы детей).

Правильно или неправильно он себя ведет? (ответы детей)

Дааа, и какой же фишкой мы его обозначим? (Дети выставляют фишку на мольберте).

Медвежонок: Ребята, я не хочу быть больше таким невежей. Подскажите мне, как надо себя вести? (советы детей)

Медвежонок: Спасибо вам, ребята. Теперь я хочу поиграть с вами в “слова–наоборот”. Я вам буду слово называть, а вы мне должны ответить словом, противоположным по значению.

Игра “Слова–наоборот”:

Злой – добрый
Невоспитанный – воспитанный
Ленивый – трудолюбивый
Грубый – вежливый
Глупый – умный

Медвежонок: Молодцы, ребята! (Отрывок из произведения “Медвежонок-невежа”):

“Я знаю понаслышке
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят”

Ребята, а среди вас встречаются Мишки-невежи? (ответы детей)

Воспитатель: Идемте дальше. Какая чудесная поляна! Давайте поиграем. Превращаю всех в медведей!

Игра по показу “Три медведя”

“Три медведя шли домой
Папа был большой, большой.
Мама с ним поменьше ростом.
А сынок-малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил”
В какой сказке мы очутились?

– “Три медведя

Правильно. Вам нравятся медведи из этой сказки? (да)

Расскажите мне, какие медведи в этой сказке? (ответы детей)

Давайте отметим на мольберте. Какого цвета фишку поставим?

Дети отмечают на мольберте …

Воспитатель: Превращаю всех в детей. Идем дальше?!

Звучит фонограмма “Песенка Вини Пуха”

Воспитатель: Кто же это такие задорные песенки распевает? (ответы детей)

Да. Это Вини Пух. Ребята, что вы можете рассказать об этом медвежонке? Какой он? (ответы детей)

Вспомните, как Вини Пух весь мед у кролика съел?

Как Вини Пух ослику помог?

Какой фишкой мы его отметим? (ответы детей)

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие по сказкам. Ребята, посмотрите на мольберт и скажите, каких медведей в сказках больше?(ответы детей: добрых, веселых, воспитанных, трудолюбивых и т.д.) Я тоже обратила внимание на то, что хороших медведей в сказках гораздо больше! И они нам очень благодарны за то, что мы помогли некоторым из них исправиться, измениться в лучшую сторону!

Когда я была маленькой, у меня тоже был любимый медвежонок. Мне нравилось его кормить, укладывать спать, читать ему книжки. Посмотрите, сколько у нас в группе веселых, красивых, забавных медвежат. Выбирайте себе по медвежонку, заботьтесь, воспитывайте.