Исследование психических особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития


Актуальность в том, что внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание подчиняется распорядку учебной деятельности, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как для ученика.

Поэтому развитию внимания в дошкольном возрасте должно уделяться большое внимание.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми в течение определенного периода времени.

Внимание и все другие психические процессы в дошкольный период претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Суть вопроса в том, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие произвольного внимания, что является особенно актуальным в связи с поступлением ребенка в школу, ведь внимание является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Если говорить о том, какие же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой категории, то надо сказать, что они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти и других функций. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания.

Учитывая актуальность, была поставлена цель.

Цель: исследовать психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является внимание.

Предметом исследования являются особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания, ниже, чем у нормативно развивающихся детей.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены задачи:

  1. Рассмотреть психические особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Проанализировать особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Организовать исследование основных свойств внимания дошкольников с задержкой психического развития и нормативно развивающихся детей. Подвести итоги проведенного исследования.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практикующими психологами в работе с детьми с задержкой психического развития.

База исследования: дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативные дети детского сада № 63 города Нижнекамска РТ.

Эмпирическое исследование внимания
у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе детского сада № 63 города Нижнекамска РТ. В исследовании участвовало по 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормативно развивающихся дошкольников. Возраст испытуемых 5–7 лет. Из них по 12 мальчиков и 8 – девочек.

Для диагностики внимания были использованы методики:

1. Методика “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, с помощью которой проводится исследование продуктивности и устойчивости внимания.

Детям предлагаются бланки с изображенными на них разнообразными предметами, и дается инструкция: “По сигналу “Начинай” ты будешь искать, и зачеркивать кружки и треугольники до тех пор, пока я не скажу “Стоп”.

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки, и ребенок показывает взрослому, на каком месте он остановился.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество предметов, просмотренных ребенком за каждые полминуты работы и за все 2,5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой полминуты, с 0,5 по 2,5, и в целом за все 2,5 минут (приложение 1).

2. Методика “Домик” Р.Р.Калининой, с помощью которой определяется уровень развития произвольного зрительного внимания.

Детям предлагается нарисовать такой же домик, как у воспитателя.

После выполнения задания выявляются допущенные ошибки, интерпретация которых приводится в приложении 2.

Анализ результатов исследования внимания

Для изучения продуктивности и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста была использована методика “Найди и вычеркни”. Индивидуальные значения представлены в приложении 3, приложении 4.

Результаты исследования уровня развития продуктивности и устойчивости внимания у детей с ЗПР и НПР представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у детей

Уровни Показатель устойчивости и продуктивности внимания
ЗПР НПР
низкий 40% 10%
средний 60% 80%
высокий 0 10%

Из таблицы видно, что 40% детей с ЗПР имеет низкий и 60% - средний уровень устойчивости и продуктивности внимания, высокий уровень не имеет никто. В то же время 10% нормативно развивающихся детей имеет низкий, 80% - средний и 10% - высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания.

Наглядно результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительный анализ устойчивости и продуктивности внимания у детей с ЗПР и НПР

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

Для определения уровня развития произвольного зрительного внимания использовали методику Р.Р.Калининой “Домик”. Индивидуальные результаты представлены в приложении 5, приложении 6.

Результаты исследования уровня развития произвольного зрительного внимания у детей с НПР представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития произвольного зрительного внимания у детей

Уровни Показатель произвольности внимания
ЗПР НПР
низкий 50% 10%
средний 50% 70%
высокий 0 20%

Из таблицы видно, что у 50% детей с ЗПР низкий, и у 50% - средний уровень развития произвольного зрительного внимания, в то время как у 10% детей с НПР наблюдается низкий уровень, у 70% - средний и у 20% - высокий уровень развития произвольного зрительного внимания.

Наглядно результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительный анализ развития произвольного зрительного внимания у детей с ЗПР и НПР

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее. При выполнении задания дети много отвлекались, допускали много искажений в копировании образца.

Для проверки выявленных различий нами был использован метод математической статистики t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительные результаты исследования по t-критерию Стьюдента

  Продуктивность и устойчивость внимания Производительность зрительного Внимания (количество ошибок)
Дошкольники с ЗПР (средние значение) 3,9 7,25
Дошкольники с НПР (средние значение) 5,95 4,4
t-эмпирич. -4,38917 3,902354
Достоверность различий 0,001 0,001

Таким образом, при помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Профилактика нарушения внимания

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Устойчивость внимания зависит особенно от интереса детей. Если детям интересно, - они внимательны, если нет, - никакие упреки воспитателя, ни его замечания и “призывы”, вроде: “Дети, будьте внимательны” - не помогают.

Изменяющийся в старшей и особенно в подготовительной группах режим жизни детей, увеличивающийся “вес” занятий, постепенно принимающих характер учебной деятельности, предъявляет новые и при этом повышенные требования к вниманию детей.

Проводимые занятия с 6-7-летними детьми более длительны, чем в средних и младших группах, и более серьезны.

Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов: геометрических фигур, предметов, картинок, карточек с цифрами и др. Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания.

Но ведь в школе далеко не все элементы урока будут столь же интересными детям, им надо будет произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения, например при писании букв и цифр, усвоении грамоты, слушании ответов товарищей, многократно повторяющих одно и то же правило, и др.

К этому детей надо готовить. Наблюдая занятия с детьми 6-7 лет и точно отмечая, когда их внимание привлекается воспитателем и когда эта сосредоточенность падает, выяснилось следующее:

1. Внимание 6-7-летнего ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 минут и даже дольше, если он занят таким делом, которое требует его активного действия: рисование, конструирование, составление орнаментов, подбор множеств, счет и др. Труднее поддерживается устойчивость внимания при умственном действии без практической работы. Однако, слушая читаемый им рассказ, смотря фильм, дети могут также долго сосредоточиваться на воспринимаемом содержании.

2. Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.

3. Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого им материала. Если воспитатель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучивал 2 новых стихотворения, или требовал вспомнить и зарисовать 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ.

4. Также легко нарушится хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, нередко допускаемых воспитателями.

5. Одной из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление. Длительное coxpaнение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка, и тем больше, чем он слабее, чем он менее привык к такой работе. Ho утомляют ребенка и многие обстоятельства его жизни дома. Борьба за сохранение семьей нужного режима жизни ребенка – непременное условиe успешного воспитания его внимании.

Вместе с тем повышенные возможности и интересы детей позволяют воспитателю поднять и уровень требований к работе детей на занятиях. Обратим внимание на то, что внимание ребенка поддерживается его мышлением, его умственной строго направленной работой. Если внимание малышей привлекается ярким, необычным, подвижным предметом (внимание нeпроизвольное), то наиболее продуктивным вниманием у всех старших (в том числе и у взрослых людей) является внимание, основанное на познавательном интересе (непроизвольное вторичное). Желание узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пp. – все эти виды умственной деятельности держат внимание, обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлеченные такой интересной (не развлекательной) работой дети 6-7 лет уже могут по требованию воспитателя заниматься в отдельные моменты неинтересной работой, но нужной, обязательной, Она требует от них волевого внимания.

Так педагог ведет постепенную тренировку произволъного внимания, которое детям понадобится в школе. Они должны быть к нему подготовлены.

Таким образом, важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

Выводы

1. Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни” из книги Р.С.Немова, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

2. В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР.

3. При помощи t-критерия Стьюдента мы подтвердили достоверность различий между группами. Следовательно, уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР ниже, чем у детей с нормативным развитием, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Таким образом, гипотеза, поставленная перед исследователем подтвердилась.

Заключение

В результате проведенного исследования подтверждена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития продуктивность, устойчивость и произвольность внимания и ниже чем у детей с нормативным развитием.

В процессе изучения теоретического материала установлено, что внимание – это сложный психический процесс, который выполняет в жизни и деятельности человека много различных функций.

В дошкольном возрасте значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.

Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.

Для эмпирического проведения разных положений нами было организовано исследование на базе ДОУ № 63, участие в котором приняли 20 дошкольников с ЗПР и 20 – с НПР.

Исходя из данных, полученных в результате проведенного исследования по методике “Найди и вычеркни”, можно сделать вывод, что устойчивость и продуктивность внимания у детей с ЗПР ниже, чем у детей с НПР, что обусловлено особенностями развития внимания у детей с задержкой психического развития, которое развито слабее.

В результате исследования, проведенного по методике Р.Р.Калининой “Домик”, установлено, что произвольность зрительного внимания у детей с ЗПР также ниже, чем у детей с НПР, а количество ошибок, допущенных при выполнении заданий на диагностику производительности зрительного внимания больше.

Достоверность различий была подтверждена при помощи критерия Стьюдента.

В силу важности и значимости внимания для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Развитием внимания должны заниматься и педагоги и, безусловно, родители.

Работа над этой проблемой открыла нам много нового в изучении свойств внимания, позволила лучше разбираться в методах изучения и развития внимания.

Полученные результаты окажут помощь психологам и педагогам в проведении работы по развитию внимания у детей.

Список использованной литературы

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка? – М.: Просвещение, 1971. – 284 с.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Педагогика, 1994. – 326 с.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Академия, 1999. – 245 с.
  4. Введение в психологию /Под ред. проф. А.В.Петровского. М.: 1996. – 476 с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 186.
  6. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 194.
  7. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Просвещение, 1974. – 267 с.
  8. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастной диапазон, особенности диагностики. //Дефектология, 2003, № 3. – С. 148–157.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн.: Для учителя – М.: Просвещение, 1988. – 179 с.
  10. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2006. – 345 с.
  11. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 570 с.
  12. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2004. – 125 с.
  13. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 479 с.
  14. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимов, Е.М.Борисова и др., /Под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – Т.II. М.: 1989. – 585 с.
  16. Рибо Т. Психология внимания //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 287.
  17. Станкин М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики - М.: Московский психолого-социальный институт. Издательство НПО МОДЭК, 2001. – 352 с.
  18. Специальная психология. /Под ред. В.И. Лубовского. – Москва: Академия, 2007. – 461 с..
  19. Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия, 1996. – 251 с.
  20. Узнадзе Д.Н. Установка у человека //Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 266
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – 341 с.
  22. Ульенкова У.В. Шестилетние дети в задержкой психического развития. – М.: 1990. – 372 с.
  23. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Просвещение, 1960. – 373 с.