Использование технологии создания "Ситуации письменной речи" и ее положительный успех в формировании связной речи детей предшкольного возраста


Тема: “Все происходит во времени”.

Обоснование: Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время является отражением вечного развития природы, общества, человека. Непосредственную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, разных событий, связанных с временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей.

Особое затруднение дети испытывают при усвоении переходного времени. Например, событие, которое было сегодня, завтра называет - “вчера. Даже у детей 5 -6 лет последовательность течения времени, явления, события выражаются служебными словами “потом”, “после”.

Дети подчиняются установленному режиму. Но у них слабо развивается чувство времени. Так, долго приходится формировать у них понятия о том, что:

- утром они приходят в детский сад, завтракают, занимаются;

- днем гуляют. Обедают, спят;

- вечером ужинают, играют, гуляют, уходят домой.

- ночью спят, отдыхают.

Психолог С. Л. Рубинштейн указывал, что “хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно, когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности”. В образовательной программе для каждой возрастной группы указаны - содержание и объем ориентировки во времени. Дети должны научиться называть и различать:

- части суток (утро, день, вечер, ночь);

- усвоить названия и последовательность дней недели;

- определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

- называть и различать времена года, название текущего месяца.

КАЖДОЕ ВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОБЩЕНИЕМ.

Все эти понятия вызывают у детей сложности в восприятии и запоминании особенно если они связаны с последовательным рядом. Также дети испытывают сложности в усвоении обобщенных понятий, выраженных одним словом: весна, зима, лето.

Тем более емкого понятия “круглый год”.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫБОР:

Я учитель – логопед. Мой многолетний опыт работы подтверждает сложность усвоения временных понятий у детей с системными нарушениями речи. В начале учебного года при обследовании всех компонентов речи из 20 детей только двое дали правильные ответы по временным понятиям. В таком же плачевном состоянии и связная речь. В основном она не сформирована или ниже возрастной нормы. Десять детей поступило в логопедическую группу с диагнозом ОНР – III уровень (общее недоразвитие речи). Несформированная связная речь одна из серьезных составляющих этого диагноза. Причиной часто является педагогическая запущенность. Сейчас во время компьютеризации отступает (к сожалению) на задний план отодвинуто чтение детям книг, беседы по их содержанию (пересказ). Ритм современной жизни в большом мегаполисе отнимает у детей время общения с родителями да и многие родители не знают как заниматься с детьми чтобы их развитие не тормозило. С первых минут общения с родителями объясняю, что речь – важный показатель общего развития ребенка, а связная речь говорит о высоком уровне ее развития.

Как специалист знаю, сколько труда, усердий совместно с воспитателями и родителями придется приложить, чтобы добиться высокого уровня развития связной речи у детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Высокий уровень развития связной речи говорит о:

  • психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе;
  • о хорошей коммуникативной функции;
  • о повышении в целом уровня речи, а значит всех основных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и др.).
  • все перечисленное выше является залогом общего интелектуального развития;
  • о залоге успешной адаптации при переходе из детского сада в школу;
  • успешном обучении в школе;
  • о повышении самооценки ребенка.

Можно еще перечислять, но, думаю, что перечисленные даже мною убедительно говорят о важности развития речи в общеообразовательном процессе.

Благодарю за прослушанные лекции. Я с интересом отнеслась к использованию такого методического приема как “ситуация письменной речи”. Она интересна и, думаю, должна дать хорошие результаты. Часто на своих занятиях использую такой мною придуманный прием “я забыла – помогите”. Это, конечно, шутка, но помогает активизировать детей, дает хорошие результаты. Считаю, что “ситуация письменной речи” очень хороший прием для активизации речи. Дети даже не замечают, как взрослые вовлекают их в интересный процесс, начинают думать, стараются ответить. Пусть эти ответы еще несовершенны, могут быть и вовсе неправильными, но лучше педагог поправит ребенка, поможет наводящими вопросами, но все равно это даст положительную динамику в развитии связной речи ребенка т. к. основывается на интересе и доверии к ребенку. Ребенок выступает в роли помощника во взаимодействии с педагогом.

ИГРА – ЗАНЯТИЕ: “ПИШЕМ ПИСЬМО МАЛЬЧИКУ ПОЧЕМУЧКЕ”.

Дидактические задачи:

- Выявить объем представлений детей о зимнем периоде времени, умении выражать мысль краткой пояснительной речью.

- Вызвать у детей желание ответить на вопросы Почемучки.

Использование методического приема “ситуации письменной речи:

Написание письма Почемучке. Игровые интеллектуально- словесные действия выражаются в ответах детей на вопросы Почемучки.

Правила игры:

- Отвечать на вопросы кратко. Но так, чтобы Почемучке было понятно.

- Помогать друг другу (продолжить, уточнить мысль), но не перебивать, не мешать.

Оборудование:

Большой конверт с маркой (на конверте написан адрес детского сада и группы). Маленькие конвертики в каждом из которых карточки с вопросами от Почемучки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Показываю большой конверт и обращаюсь к детям:

- Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне этот конверт.

Кому же он и от кого? (на конверте адрес нашего детского сада и

Нашей группы!

- А что в конверте? (Вынимаю письмо от Почемучки).

- Почемучка - это мальчик. Он веселый, добрый, любознательный. А назвали его Почемучкой, потому что он часто задает вопросы: “Кто? Что? Где? Почему?” Вот и нас он хочет о чем-то спросить. Сейчас я прочитаю вам его письмо:

“Дети там, где я живу, не бывает зимы. Расскажите мне о зиме.

Я буду очень рад вашему письму”. Ребята, в большом конверте еще что- то прислал Почемучка”.

Вызываю несколько ребят и предлагаю вынуть содержимое. Дети вынимают маленькие конвертики с изображением Почемучки. Раздаю всем конвертики, а дети обнаруживают в них карточки с заданиями от Почемучки, которые я зачитываю детям. (см в приложении фотомонтаж).

Зачитываю содержание карточек – вопросы Почемучки:

Карточка № 1 - Что такое зима?

Карточка № 2 - С какого месяца начинается зима и сколько месяцев продолжается?

Карточка № 3 - Как живут звери зимой в лесу? Где они живут?

Карточка № 4 - Какие птицы улетают, а какие остаются зимовать?

Как вы помогаете тем, кто остается зимовать?

Карточка № 5 - А как люди готовятся к зиме? Как одеваются, что делают?

Карточка № 6 - Как вы играете зимой? И я поиграл бы с вами.

Карточка № 7 - Какие праздники бывают зимой? Какой из них самый веселый?

Карточка № 8 - Какое время года наступает после зимы?

Достаю еще одну карточку, в которой Почемучка обращается ко мне с просьбой прочитать его вопросы ребятам и помочь написать письмо - ответы на его вопросы. Он будет очень ждать!

Предлагаю записать ответы детей, составить из них письмо Почемучке, прочитать сначала его ребятам, а потом отправить уже знакомому им мальчику. А еще он просил прислать рисунки детей о зиме.

- Ребята, нужно ответить на вопросы Почемучки и помочь мне написать ему письмо!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ НА ВОПРОСЫ ПОЧЕМУЧКИ:

- Зима холодное время года. Она начинается после осени, когда опадают листья.

- Шилин Егор – Зима начинается с декабря, а потом есть еще январь и февраль.

- Жужуленко Ульяна – Мишка зимой спит в берлоге.

- Якимова Вика – Еще он лапу сосет. Мишка считает, что это мед.

- Цветкова Маша - Зимой холодно, нельзя загорать на солнышке, купаться в реке – можно заболеть.

- Жужуленко Ульяна - Зимой на улицах много снега. Мороз.

Я предлагаю объяснить почемучке, что такое “мороз”.

  • Цветкова Маша - Холодно очень, даже губы трещат. Я знаю стишок –
  • Ах, мороз, мороз, мороз -
    Щиплет уши, щиплет нос.

- Толибов Руслан - И пальчики тоже.

- Тимофеева Ксюша - А мы надеваем теплые перчатки, шубки, пальто, зимние сапоги и нам тепло.

Я спрашиваю: “А как все это можно назвать коротко?”

- Ксюша – зимняя одежда.

Предлагаю рассказать Почемучке о том, что происходит с реками и озерами зимой.

- Диулин Максим – Замерзает вода. Превращается в лед.

- Цветкова Маша – Они в леде.

Поправляю Машу – Машенька, не “в леде”, а покрыты льдом. Предлагаю повторить правильно.

- Якимова Вика – Можно кататься на коньках.

Ребята добавляют – на санках, лыжах, ледянках, самокатах.

Предлагаю рассказать Почемучке о повадках диких животных наших лесов зимой. Про мишку вы уже рассказали, но не рассказали – где он живет зимой. Давайте расскажем, Почемучке очень интересно, а я все запишу в письме.

- Толибов Руслан - Мишка зимой спит в берлоге, Ему там тепло.

- Цветкова Маша - Лисичка прячется от холода в норе и прикрывается пушистым хвостиком. Она выходит и ищет, что можно поесть. Она ловит зайца, птичек, курицу, гуся, петуха, цыпленка.

- Я уточняю: “Ты права, Машенька, наверно ты знаешь об этом из сказок. Но и в жизни, если она (особенно в деревнях) подберется к курятнику, где живет домашняя птица, любит там поживиться”.

- А что делает зайка, чтобы лиса его не поймала зимой?

-Якимова Вика – Он одевает белую шубку.

-Уточняю, что зимой зайка линяет, его шерстка становится белой. Так он защищается от хищников, которые охотятся за ним.

Снег белый и зайка белый – вот попробуй его заметь на белом снегу!

- Толибов Руслан - А еще зайка умеет быстро бегать, прыгает легко и просто.

- Киселева Алиса - Я расскажу почемучке про белочку. Она живет в дупле. Запасает на зиму орешки, грибочки, шишки. Она красивая, шустрая. Прыгает с веточки на веточку.

- Молодец, Алина, а еще она тоже линяет и зимой ее шерстка серая, а летом - рыжая. Почемучке будет интересно о ней узнать больше – он ее никогда не видел.

- Ребята, а что происходит с ежиком зимой? Расскажите Почемучке.

- Жужуленко Ульяна – Ежик зимой спит в норке на листочках и сворачивается клубочком - ему так теплее.

- Цветкова Маша – А еще в лесу нужно зимой оберегаться волка.

Он голодный рыщет по лесу, злой и страшный.

-Толибов Руслан – Он еще беспощадный. Зайцев ест, лису, мясо, рыбков (поправляю: “не рыбков, а рыбок”). Зубы у него большие, острые, а хвост короткий. Он хищный.

- Алина, расскажи, пожалуйста, про птиц, что с ними происходит зимой.

- Киселева Алина - Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются.

- А почему им приходиться перелетать в теплые страны, ведь это очень далеко, тяжело, многие из них погибают при перелете.

- Киселева Алина – Потому что им зимой холодно и голодно, тяжело найти под снегом корм.

- Диулин Максим – А дятел остается – он стучит крепким клювом по дереву, достает червячков и не голодный.

- Цветкова Маша – А я делаю с папой кормушки и сыплю туда семечки и крошки, чтобы птички не голодали. Я люблю смотреть, как они клюют. Зимой к нам прилетали снегири, синички.

- Жужуленко Ульяна – Синички любят сальце, а снегири я видела как клюют красные ягодки рябинки у нас во дворе. Я из них делала бусы.

- Правильно, ребята, я обязательно напишу Почемучке, какие вы заботитесь и подкармливаете зимой птичек.

- Толибов Руслан – Зимой снег сгребают в кучи и вывозят на больших самосвалах, чтобы могли ходить люди и ездить машины.

- Киселева Алина – Зимой весело, здорово!

- Якимова Вика – Прекрасно, новогодно (поправляю ошибочный ответ: “Правильно говорим – по новогоднему”).

- Диулин Максим – Самый веселый праздник зимой – Новый год! Я его очень люблю. Приходит Дед Мороз и приносит подарки.

-Толибов Руслан – Надо написать письмо с пожеланиями. Он приходит с улицы, когда мы спим и берет письмо.

- Цветкова Маша - Потом прочитает, купит и положит под елку, а мы будем веселые, добрые и счастливые.

- Киселева Алина – У нас скоро в детском саду будет новогодний праздник. Будет весело и смешно. Мы будем петь и танцевать, рассказывать стихи Деду Морозу и его внучке Снегурочке. А Дед Мороз принесет нам подарки.

Предлагаю пригласить Почемучку к нам на праздник. Спрашиваю: “А как мне ему написать приглашение?”

- Диулин Максим – Напишите: “Почемучка! Приходи к нам на новогодний праздник. Мы будем тебя ждать”.

- Хорошо я так и напишу, а еще напишу – если у него не получиться к нам приехать, то мы ему все равно отправим подарочки, рисунки, поделки о зиме. Почемучка обрадуется!

Ведь не зря мы с вами учили стихотворение:

“Говорят под новый год
Что не пожелается –
Все всегда произойдет!
Все всегда сбывается”!

- Жужуленко Ульяна – А после зимы приходит весна – 1 марта. Прилетают грачи, а потом другие птицы.

Записываю все ответы детей и обещаю составить письмо. Составленное письмо зачитываю детям. Знакомлю с ним родителей, предлагаю использовать метод “ситуации письменной речи” в самостоятельных занятиях с детьми т.к. этот метод вызыва- ет у детей большой интерес, Активизирует речь.

ВЫВОДЫ.

В своей работе использую разные методы активизации речи детей. Этому обязывает моя профессия учителя – логопеда. Мною накоплен опыт работы по активизации связной речи благодаря картинно - графическому составлению связных рассказов по методике В. К. Воробьевой. Я транслировала его на методическом объединении учителей – логопедов, знакомила с ним воспитателей на семинаре и родителей на открытых занятиях. И сейчас, думаю, что буду и дальше внедрять в свою коррекционную работу методику “ситуации письменной речи” т. к. даже на стадии написания письма мальчику Почемучке, увидела – какой интерес вызвала она у детей. Не назидания или строгость требований педагога дает хорошие результаты, а сотворчество, содействие с ребенком. Это показывает уважение к нему как к личности, повышает самооценку. Только при таких условиях ребенок может творить. Дети с удовольствием включились в “ситуацию написания письма”. Полученные ими карточки с вопросами от мальчика Почемучки вызвали у них большой интерес, и активизировали их речь т. к. только благодаря их правильным ответам мальчик мог узнать о зиме. Образ мальчика близок детям и его любознательность тоже. Эта методика дает хорошую мотивацию детям для развития речи, побуждает их к действию. Не нужно забывать и про дух соревнования. Мне не приходилось напоминать, чтобы они не молчали. Каждый старался или продолжить ответ товарища, или дополнить его, но не перебивать. Это прекрасный механизм активизации речи детей. Мне было интересно наблюдать, как дети задумывались над вопросами, были и минуты доброго смеха. Сначала они были скованны, а потом включились в процесс и начали активно отвечать. Временные понятия даются детям тяжело. Поэтому данную методику продуктивно использовать для активизации речи детей и закрепления других времен года и их характерных особенностей, а также после чтения художественной литературы, просмотра мультипликационных фильмов. Так, после просмотра мультипликационного фильма “Домовенок Кузя” я попросила родителей побеседовать о просмотренном и использовать “ситуацию письменной речи. Прилагаю письмо мамы Ульяны Жужуленко. Очень интересно письмо мамы Руслана Толибова т. к. мальчик из двуязычной семьи. Его речь лучше, чем речь его родителей т. к. он родился уже в России. Мальчик стеснительный но старательный. Его ответы часто вызывали смех у ребят. Но любой образовательный процесс сопровождается и воспитательными моментами. Всегда учу детей, что каждый из них имеет право на ошибку. Но Руслан думал и давал интересные ответы. Как практик я увидела очень хорошую динамику в развитии связной речи детей даже с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи), а это важный показатель значимости данной методики в процессе формирования в целом речи ребенка. Мне интересны все практические материалы, представленные в методичках. Думаю подготовить и провести семинар - практикум по этой теме и по материалам по развитию речи О. С.Ушаковой.

Надеюсь, что это значительно поможет им в работе с детьми. Считаю, что методический материал ценен еще тем, что подобран начиная с раннего возраста и заканчивая старшим дошкольным. В этом прослеживается системная работа по развитию речи, что всегда дает хорошую динамику. Лично я хочу сказать большое спасибо! Мои родители уже включились в процесс и им тоже интересно. К практической части прилагаю отчет.

ПИСЬМО ПОЧЕМУЧКЕ.

Здравствуй Почемучка! Спасибо тебе за письмо и твои вопросы.

Мы очень старались правильно ответить на твои вопросы, чтобы ты узнал, как можно больше о том, какая бывает у нас зима. Ждем от тебя ответа. С Наступающим Новым годом! Приглашаем тебя на наш праздник, который состоится в нашем детском саду 27 декабря в10 часов утра.

Зима начинается с декабря, а потом есть еще январь и февраль.

– Мишка зимой спит в берлоге. Он лапу сосет. Мишка считает, что это мед. Зимой холодно, нельзя загорать на солнышке, купаться в реке – можно заболеть. Зимой на улицах много снега. Мороз.

Холодно очень, даже губы трещат. Стишок про мороз:

Ах, мороз, мороз, мороз -
Щиплет уши, щиплет нос.

И пальчики тоже. А мы надеваем теплые перчатки, шубки, пальто, зимние сапоги (зимнюю одежду и обувь). На озерах и реках замерзает вода и превращается в лед. Водоплавающие птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться. Можно кататься на коньках, на санках, лыжах, ледянках, самокатах. Мишка зимой спит в берлоге, Ему там тепло. Лисичка прячется от холода в норе и прикрывается пушистым хвостиком. Она выходит и ищет, что можно поесть. Она ловит зайца, птичек, курицу, гуся, петуха, цыпленка. В деревнях подберется к курятнику, где живет домашняя птица, любит там поживиться. Зимой зайка линяет, его шерстка становится белой. Так он защищается от хищников, кото- рые охотятся за ним. Снег белый и зайка белый – вот попробуй его заметь на белом снегу! А еще зайка умеет быстро бегать, прыгает легко и просто. Почемучка, еще ребята хотят рассказать тебе про белочку. Она живет в дупле. Запасает на зиму орешки, грибочки, шишки. Она красивая, шустрая. Прыгает с веточки на веточку, она тоже линяет и зимой ее шерстка серая, а летом рыжая.

Ежик зимой спит в норке на листочках и сворачивается клубочком ему так теплее. А еще в лесу нужно зимой оберегаться волка. Он голодный рыщет по лесу, злой и страшный. Он беспощадный. Зайцев ест, лису, мясо, рыбку. Зубы у него большие, острые, а хвост короткий. Он хищный. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются потому, что им зимой холодно и голодно, тяжело найти под снегом корм. А дятел остается – он стучит крепким клювом по дереву, достает червячков и не голодно. А ребята с родителями делают кормушки и насыпают туда семечки и крошки, чтобы птички не голодали и любят смотреть, как они клюют. Зимой к нам прилетают снегири, синички. Синички любят сальце, а снегири клюют красные ягодки рябинки.

Зимой нужно заботиться о птицах и подкармливать их. Зимой снег сгребают в кучи и вывозят на больших самосвалах, чтобы могли ходить люди и ездить машины. Зимой весело, здорово! Прекрасно, по - новогоднему.

Самый веселый праздник зимой – Новый год! Все его очень любят. Приходит Дед Мороз и приносит подарки. Надо написать письмо с пожеланиями. Он приходит с улицы, когда мы спим и берет письмо. Потом прочитает, купит и положит под елку, а мы будем веселые, добрые и счастливые. У нас скоро в детском саду будет новогодний праздник. Будет весело и смешно. Мы будем петь, танцевать, рассказывать стихи Деду Морозу и его внучке Снегурочке. А Дед Мороз приносит нам подарки.

Ведь не зря мы с вами учили стихотворение:

“Говорят под новый год
Что не пожелается –
Все всегда произойдет!
Все всегда сбывается”!

А после зимы приходит весна – 1 марта. Прилетают грачи, а потом другие птицы.

 

Заголовки к фотографиям:

Мы получили большое письмо от Почемучки!

Интересно, что там в конверте?

Ура! Письма от Почемучки!

Пришла зима. Деревья, земля, дома покрыты снегом.

Зимой медведь в берлоге спит.

Расскажем Почемучке, как зимуют дикие животные наших лесов.

Зимой в деревне много работы. Люди ухаживают за домашними животными, а животные приносят им пользу: дают молоко, мясо, яйца.

В нашей группе мы нарядили елку. Ждем Деда Мороза с подарками.

А это наши Новогодние поделки.

См. приложение.