Использование театрализованных игр как средства развития детей дошкольного возраста


Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы
несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает моральную красоту,
рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В.Л. Сухомлинский

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого Мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим ми­ром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Как заглянуть в этот Мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой детство. Не заглянув в этот Мир, не­возможно понять не только детей, но и самого себя. Раскрыть заветную дверь в Мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в еди­ное волшебное целое. Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ре­бенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогичес­кое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театрализованные игры как разновидность сюжетноролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое.

С малышами мы уделяли большое внимание отражению сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Предлагали детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки - рябы», добивались того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. большое внимание уделяли речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживали коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям. Воспитывали интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек.

Начиная со средней группы, мы старались подобрать такое художественное произведение, которое бы заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Тематику готовых сценариев творчески использую в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д. Таким образом, дети учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Обучая новым приемам игры на музыкальных инструментах, добивались от детей самостоятельного придумывания различных способов озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.

В старшей группе активно использовали игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

С детьми подготовительной группы использовали такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). В начале работы дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка – совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Использованная литература:

  1. Л.В. Артемова “Театральные игры дошкольников” Москва, “Просвещение”,1991 г.
  2. Н.А. Кушаева “Основы эстетического воспитания” Москва, “Просвещение”, 1986 г.
  3. В.И. Логинова “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”, 1988 г.
  4. Е.Д. Селиванова “Театрально – литературные композиции в школе” Москва, “Просвещение”, 1982 г.
  5. Л. Царенко “От потешек к Пушкинскому балу” Москва, “Линка-Пресс”, 1999 г.
  6. В.И. Ядешко “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”, 1978 г.