Использование театрализованной деятельности в работе над приобщением к национальной культуре детей второй младшей группы


Сказка всегда несет смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая постановка сказки, театрализованное занятие несет в себе главную мысль и, когда Сказка основана на народных мотивах, важно, чтобы ребенок понял и почувствовал  красоту,  глубину  национальной культуры. Не должно быть сказки ради сказки. Сказка – это одно из главных возможностей  знакомства ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются  новые,  но со старыми персонажами. В таких новых Сказках со старыми персонажами дети очень любят играть и быть артистами.

В гостях у Тучки”. Автор Вафина Т.В.

Драматизация сказки для детей второй младшей группы.

Взрослые персонажи: сказочница, тучка. Солнышко – ребенок подготовительной группы.

Музыка. Заходит сказочница.

Сказочница: Ох, гостей-то, сколько у нас, гостей со всех волостей. Здравствуйте, гости дорогие! А скажите-ка мне, гости любезные, сказки-то вы любите?

Гости: Да.

Сказочница: Я расскажу вам сказочку, какую сказываю для малых детушек.

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом сказочном государстве, стояла деревенька, да была она маленька, и называлась она Веселая, да так она и называлась, ведь жили в ней люди веселые Машеньки да Ивашеньки, Сашеньки да Дашеньки, Любушки да Федот, ох шутник еще был тот! А вот и они сами.

Дети заходят хороводом, ведущий, сказочник встает первым. Хоровод “Кто у нас хороший” – р.н.м. Сказочник за руки сажает их на ковер, сама на стульчик.

Сказочница: Сядем рядком, да поговорим ладком. Правильно я говорю?

Ребенок 1: Хорошая беседа лучше любого безделья.

Ребенок 2: Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Слово серебро, а молчание – золото.

Сказочница: Может песню споем?

Дети: Споем.

Песня по выбору музыкального руководителя.

Сказочница: Но однажды беда случилась, перессорились все в деревеньке, (дети машут кулачками, грозят пальцем и отворачиваются друг от друга). Обиделись  друг на друга и в гости  друг к  другу никто не идет, скучно стало, а тут еще беда случилась – ушло солнышко, совсем плохо стало. Смотрят все на небо (все смотрят, руку к голове). Нет солнышка (вздыхают и машут руками). Смотрят все на небо (смотрят). Нет солнышка! (ударяют руками). Стали они думать, как быть?

Ребенок 3: Что же делать, как нам быть? Солнышко как возвратить?

Сказочница: Позовите вы его, песню спойте для него!

Песня “Солнышко"– р.н.м.

Сказочница: Не видать солнышка! Ай-яй-яй! (качают головами).

Все: Ай-яй-яй!

Сказочница: Стали они опять думать, как быть?

Ребенок 3:  Что же делать, как нам быть? Солнышко как возвратить?

Сказочница: А вы не знаете, почему солнышко ушло?

Дети: Нет.

Сказочница: А я вам скажу, садитесь. Поссорились мы, а разве это хорошо? Вот солнышко-то и ушло. Разве вы не знаете, что без друга не проживешь? В народе об этом пословицы сложили, а вы их знаете?

Дети: Знаем.

Сказочница: А ну-ка, скажите мне!

Ребенок 1: Друг за друга стой, и выиграешь бой.

Ребенок 2: Один в поле не воин.

Ребенок 3: Палец слаб, а кулак силен.

Сказочница: Правильно. А вы очень хотите солнышко вернуть?

Дети: Очень.

Сказочница: Помогу я вам. Чтобы солнышко вернуть, далеко идти надо, на высокую гору. Пойдете?

Дети: Да.

Сказочница: А не боитесь?

Дети: Нет.

Сказочница: Ну, что же. Под лежачий камень вода не течет, а за правое дело стой смело. А вы мне, что скажете?

Ребенок: Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

Сказочница: Ну, что ж, тогда пошли. (Идут по залу). Долго мы с вами шли, кажется, пришли, до неба здесь рукой подать. Давайте солнышко звать.

Дети: Солнышко, солнышко! (Выходит Тучка).

Тучка: Это кто здесь солнышко кличет?

Дети: Здравствуйте.

Тучка: Здравствуйте, я – Тучка, узнаю вас, вы из деревеньки Веселой?

Дети: Да.

Тучка: Зачем пожаловали?

Дети: За солнышком.

Тучка: Не отдам я вам солнышко, раз вы ссориться любите!

Сказочница: Отдай, Тучка, солнышко, не будут они ссориться. Давайте, попросим Тучку.

Все: Отдай солнышко.

Тучка: Ладно, подумаю. Но сначала хочу вас  проверить. Вы сказки любите, знаете?

Дети: Да.

Тучка: Посмотрим. Отгадайте загадку.

Жили два дружка в лесу,
Только встретили лису.
Одного лиса украла,
Только ей за то попало!
Спас кот своего дружка,
Спас кого он?

Дети: Петушка.

Тучка: А они из какой сказки?

Дети: Кот, петух и лиса.

Тучка: Хорошо, помогать всегда друг другу надо. Вы это знаете?

Дети: Да.

Тучка: А какие вы сказки знаете, где помогают друг другу?

Ребята: Снегурочка.

Тучка: Правильно. А кто помог Снегурочке?

Ребята: Собачка.

Тучка: Хорошо, А кто помог зайчику в сказке “Заюшкина избушка”?

Ребята: Петушок.

Тучка: Правильно. А сейчас последняя загадка.

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?

Дети: Солнышко.

Тучка: Ладно, загадки вы отгадываете хорошо, а ссориться-то еще будете?

Дети: Нет.

Тучка: Ну, тогда – вот оно ваше солнышко.

Солнышко выходи.
Теплом, светом одари. (Выходит солнышко).

Солнышко: Здравствуйте, люди добрые.

Все: Здравствуй, солнышко.

Солнышко:

Дружбе вашей и согласию
Радо я, желаю счастья.
Свет, тепло дарю я вам,
Милым всем моим друзьям.

Сказочник:

Все рады с солнышком дружить
И хоровод с ним свой водить.

Хоровод “Солнышко” – Филиппенко.

Тучка:

По душе вам хоровод?
Да, веселый вы народ!

Сказочник:

Повеселим мы всех сейчас
Спляшем весело для вас.

Девочка:

Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не  топочу,
Все равно плясать хочу.

Танец “Яблонька” – ансамбль “Золотое кольцо”.

Тучка:

Молодцы вы малыши.
До чего вы хороши.

Солнышко:

Не ссорьтесь и всегда дружите.
Сказки знайте и любите.

Сказочница:

А нашей сказочке конец.
А кто слушал – молодец.
Сказка ложь, да в ней намек,

Все: Добрым молодцам урок!

“Волшебный клубочек”. Автор Вафина Т.В.

Сюрпризный момент  для детей второй младшей группы.

Взрослые персонажи: ведущая, Аленушка.

Заходят дети. На стуле, покрытым платком, стоит шкатулка.

Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Ведущий: Садитесь, ребятки.

(Дети садятся на ковер, ведущий на стул, и берет в руки шкатулку).

А сейчас послушайте, что я вам скажу и покажу. Смотрите (снимает платок), какая красивая шкатулка. А что внутри? (Открывает). Клубочек (достает), он не простой, волшебный. Его подарила мне моя бабушка, с его помощью можно попасть в сказочный лес. Хотите попасть в него?

Дети: Хотим.

Ведущий: Для этого надо произнести волшебные слова:

“Ты, клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись”  

и покатить клубочек. Ну-ка давайте вместе скажем слова.

Дети:

Ты,  клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись.

Ведущий: Ну, а теперь вставайте, давайте катить клубок. (Встают) Говорим слова.

Дети:

Ты, клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись. (Ведущий катит к домику)

Ведущий: Смотрите, какой красивый домик стоит, идемте. (Подходят к домику). Ну-ка я постучу. (Стучит). Никто не отвечает. Где же хозяева? Наверное, крепко спят. Я буду стучать, а вы хлопайте в ладоши и они проснутся. (Выходит Аленушка, зевает).

Аленушка: Ой, как я крепко спала. Вот кто меня разбудил? Здравствуйте, гости дорогие.

Дети: Здравствуйте.

Аленушка: Меня зовут Аленушка. Я люблю петь, танцевать, веселиться. А вы загадки любите?

Дети: Да.

Аленушка: Я вам сейчас загадаю загадку, но не простую, а музыкальную. Садитесь. (Дети садятся). Слушайте. (Включает в домике магнитофон, звучит русская плясовая.) Что эта за музыка?

Дети: Плясовая. (Если не ответят, то вопрос: что под нее можно делать –  спать или плясать?)

Аленушка: Правильно, под нее плясать можно. А какая это музыка веселая или грустная?

Дети: Музыка веселая.

Аленушка:

Вы похлопайте в ладошки
Я спляшу для вас немножко.

Пляска Аленушки.

Ведущий: Как ты красиво пляшешь Аленушка. Ребята, а давайте и мы для Аленушки спляшем.

Аленушка: И я с вами буду плясать.

Ведущий: Вставайте. (Дети встают) Эх, жалко, балалайки нет.

Аленушка: Есть у меня балалайка, сейчас принесу. (Выносит балалайку и платочек). Вот балалайка, а вот платочек узорный.

Ведущий: Спасибо. Балалайку (имя ребенка), а платочек ...

Хоровод “А кто у нас гость большой” р.н.м.

Аленушка: Ну, молодцы. За пляски, песни хорошие, угощу я вас всех. (Выносит на подносе угощения), Это вам. (Отдает ведущей).

Ведущий: Ребята, давайте спасибо скажем Аленушке.

Дети: Спасибо.

Аленушка: Пожалуйста.

Ведущий: Но нам пора возвращаться. До свидания, Аленушка.

Дети: До свидания.

Аленушка: До свидания. Еще приходите.

Ведущий: Давайте попрощаемся с гостями.

Дети: До свидания. (Дети уходят)

Аленушка: А вам гости дорогие за внимание тоже угощения. (Угощает)