Использование современных методик в формировании физиологического и речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями


Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – формирование правильного дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности, что необходимо как для детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для детей, имеющих нарушения звукопроизношения. У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и, как следствие речь приглушена: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, это часто приводит к нарушению плавности речи (ребёнок вынужден добирать воздух посередине фразы).

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

В рамках теории ведущей деятельности в работе широко использую игровой метод, который предполагает включение различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами, а так же применяю в своей работе специализированную компьютерную логопедическую программу «игры для Тигры». Она представляет собой серию упражнений различной сложности, направленных на коррекцию речевых нарушений, проявляющихся В рамках стертой формы дизартрии. Программа позволяет эффективно работать с детьми с другими нарушениями речи: дислалией, ринолалией, заиканием. Программа «игры для Тигры» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет, может применяться при работе с детьми среднего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Специализированная логопедическая программа «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам-логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.

В работе по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией решаю следующие задачи:

1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

В процессе занятий дети получают знания о том, что: дышать надо носом; нельзя поднимать плечи при вдохе; в дыхании должен активно участвовать живот. Использую следующие игры и упражнения: надувание воздушного шарика, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка), поиграем животиками, а также упражнения из компьютерной программы. Принцип работы блока «Дыхание» основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок. Таким образом, данная технология позволяет корригировать просодические характеристики речи детей со стертой формой дизартрии, опираясь не только на слуховой контроль, но и на зрительное восприятие, что повышает эффективность логопедической работы. Необходимо строго дозировать дыхательную нагрузку на ребенка. Рекомендуется не повторять упражнения более 2-3 раз подряд без перерыва с целью избежания перегрузки дыхательного центра и возникновения десинхронизации ритмов мозга или судорог (особенно при повышенной судорожной готовности). Особенно тщательно следует подходить к дозированию дыхательной нагрузки при работе с детьми с заиканием, а также с детьми, имеющими сопутствующие функциональные или негрубые органические нарушения центральной нервной системы. Так как продолжительность физиологического дыхания здоровых детей 5-6 лет составляет (8.8+_0.7) сек., детей 6-7 лет – (10+_1.0) сек., а у детей с нарушениями дыхания эти показатели снижаются до 3-8 сек., данный диапазон длительности речевой активности позволяет подбирать сложность задания в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка и зоной его ближайшего развития. Чаще всего применяю упражнения: «Ветерок», «Одуванчики» – упражнения помогают выработать у ребенка плавный и длительный, а так же резкий и короткий ротовой выдох.

2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

На занятиях дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох и о том, что силу выдоха можно тренировать. Дети приобретают навыки плавного и длительного выдоха через рот, тренируют силу выдоха. Использую следующие игры и упражнения: «Воздушный футбол», «Листопад», «Лети, перышко». Из компьютерной программы использую задание «Кораблики» – упражнение помогает выработать у ребенка плавный и длительный, а так же резкий и короткий ротовой выдох. Помимо ротового выдоха без фонации упражнение позволяет работать на основе гласных и согласных звуков, как в изолированном виде, так и в составе слогов. Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок; поднесение тыльной стороны ладони ко рту; движение руками по графическим схемам: горки, дорожки, спирали.

3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Внимание детей направляю на звучание голоса в процессе выдоха. На этом этапе дети знакомятся со звуковыми дыхательными играми. Ребенок тянет без голоса или с голосом звуки на выдохе, максимально долго. Сначала тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем – согласные звуки. Использую следующие игры и упражнения: «Песенка без слов», «Моржи», «Комарики», «Воздушный змей» – упражнения позволяют работать над длительным и плавным ротовым выдохом. Помимо ротового выдоха без фонации упражнение позволяет работать на основе гласных и согласных звуков, как в изолированном виде, так и в составе слогов. При выполнении упражнения перед ребенком ставится игровая задача: нужно помочь Тигренку запустить воздушного змея. Для этого необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох. При правильном и полном выполнении воздушный змей взлетает в небо, улыбается и меняет цвет. Звуковые дыхательные игры могут выполняться ребенком ежедневно, как элемент зарядки в детском саду и дома. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

4. Развивать речевое дыхание.

Этот этап является базовым в логопедической работе по планированию и формированию речевого высказывания. В начале обучаю детей в процессе выдоха произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-, четырех слов. На первых занятиях используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха ртом. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращаю. Для упражнений использую только слоги со звуками, хорошо произносимыми детьми (ма-мо-му-мы-мэ; на-но-ну-ны-нэ). Затем дети «поют» двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.), трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки), двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу). Наряду с традиционными упражнениями, использую компьютерные задания из модуля «Ритм». Упражнения данного модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью ротового выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное плавное произнесение на материале слогов, слов и фраз. Использую упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри».

5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Дети повторяют пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Как звукоречевая гимнастика, используется произнесение на выдохе стихотворных строк в сочетании с движением, пение песен. На данном этапе использую задание «Часы» – упражнение позволяет работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка, слоговой структурой речи, отработать слитное произнесение на материале слогов, слов и фраз, работать над силой и длительностью речевого выдоха и голоса на основе гласных и согласных звуков. При речевой активности стрелки на циферблате часов начинают двигаться. При прохождении полного круга циферблата из окошка выглядывает кукушка и кукует. Таким образом, можно организовать упражнение так, чтобы ребенок произнес фразу или несколько фраз (четверостишье) за определенный промежуток времени, соответствующий полному обороту стрелок на циферблате.

Работу по воспитанию речевого дыхания провожу с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и добиваюсь у детей младшего дошкольного возраста такого выдоха, который ограничивался бы произнесением фразы, состоящей из 2-3 слов, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 3-5 слов. В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием. Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. -М., 2004.
  2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005, №2.
  3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. -М.: Владос, 2004.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.-М., 2004.