Использование сенсорных игр для установления эмоционального контакта с аутичным ребенком


Наше дошкольное образовательное учреждение (Детский сад № 13 “Снежоккомпенсирующего вида г. Елабуга Республика Татарстан) посещают дети с отклонениями в умственном и физическом развитии. Среди них есть дети с диагнозомРанний детский аутизм” (РДА), которые представляют весьма специфичную группу. У них наблюдаются расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Для таких детей характерно сочетание низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие ребенка с окружающим миром ограничено быстрым пресыщением, когда он выхватывает из действительности некоторые не связанные между собой фрагменты. В результате картина мира предстает перед ним своеобразным “лоскутным одеялом”, кажется пестрой и непонятной, и поэтому становится причиной всевозможных страхов. В сенсорной сфере особенно трудно воспринимаются и переносятся ребенком эмоционально насыщенные явления и объекты, в первую очередь человек, его взгляд, лицо. В такой ситуации, когда окружающий мир пугает и служит источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер (барьер от общения) надежно защищает ребенка практически от всех трудностей. По выражению К.С. Лебединской, ребенок уходит в аутизм, как “улитка в раковину”, где ему спокойнее. Но при этом теряется необходимая в его возрасте сенсорная, когнитивная и аффективная информация. Если вовремя не помочь, то вне зависимости от интеллектуального потенциала ребенок становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом. Очень важно, что аутизм – образование вторичное и, следовательно, проще, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекции.

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа. На первом этапе мы устанавливаем эмоциональный контакт, преодолеваем негативизм ребенка к общению с взрослыми, смягчаем эмоциональный дискомфорт, нейтрализуем страхи. На втором этапе – преодолеваем трудности целенаправленной деятельности ребенка, обучаем его социальным нормам поведения, развиваем его способности.

Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т. е. педагогу необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия малыша.

Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить сенсорные игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр мы основываем на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если нам удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

Виды сенсорных игр

1. Игры с красками.

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски различных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как “облачко” краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится.

Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков:

Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком:

Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку – ух, какая тяжелая стала бутылка. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-Буль-Буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо.

Смешивание красок.

Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.

Кукольный обед.

Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, угостите их различными “напитками”. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая – в молоко, а черная – в кофе. Здесь же счет стаканов с напитками, которые соответствуют количеству “гостей”.

2. Игры с крупами

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску. Опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?

Варианты:

  • спрячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите;
  • пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук;
  • если ребенок захочет рассыпать крупу – пусть это будет “дождь” или “град”. По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

3. Игры со свечами

Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи – установите ее устройство и зажгите на глазах у ребенка: Смотри, свечка горит – как красиво. Ребенок может испугаться – в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонек. смотри, какой поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. Варианты игры:

  • держав в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом;
  • наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище;
  • наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
  • приготовьте зефир в шоколаде и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня “День рождения мишки”. вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите “праздничный торт” и задуйте свечи.

Рекомендации по проведению сенсорных игр

  • Если ребенок не включается в игру, - не настаивайте. Повторите попытку в следующий раз. Если ребенку понравилась игра, а он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.
  • Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предложить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  • Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы “обжить” новые ощущения.
  • Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия.
  • Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции.