Использование произведений устного народного творчества для развития эмоционально–нравственной сферы дошкольников


Вопрос: как сделать ребенка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей? Один из возможных путей эмоционально-нравственного развития детей лежит через художественную литературу, т.к. искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, а именно высших чувств, специфически человеческих. Произведения устного народного творчества для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность, реальность мира чувств. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, “взрослыми”. Поэтому те “уроки”, которые даёт устное народное творчество – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей ни с чем не сравнимые уроки нравственности.

Слушая сказки, потешки, пестушки и др., дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Очень важно при этом создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально.

Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема Задачи Литература Сроки
Знакомство с дошкольной библиотекой в детском саду.

Экскурсия в школьную библиотеку

Познакомить ребят с библиотекой в д/саду, с правилами пользования ею

Учить детей беречь, ценить и любить книги.

Воспитывать бережное отношение к книгам

  октябрь
2. Жили-были      
История о том, что было в самом начале пути инсценирование рус.нар. сказок (Теремок, Репка) Учить детей разворачивать игру по сюжету сказки: развивать: творчество, самостоятельность, воображение, учить достаточно верно определять характер персонажа Русские народные сказки октябрь
История о том, что такое плохо и что такое хорошо чтение ст. "что такое хорошо и что такое плохо" Продолжать учить положительно относиться к самым близким и к незнакомым людям: замечать радость или боль другого человека В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо" октябрь
Рассказывание сказки В.Катаева "Цветик-Семицветик Уметь различать радость или боль другого человека понимать язык эмоций, чувств (по мимике,жестам, эмоциям) Сказка В.Катаева "Цветик-Семицветик" ноябрь
Продолжение работы по сказке "Цветик-Семицветик" с использованием ручного труда (комплекс) Познакомить с моральными чертами характера. Выделить и обсудить положительные и отрицательные черты характера у героя этой сказки. Закрепить навыки ручного труда во время изготовления цветика. Сказка В.Катаева "Цветик-Семицветик" ноябрь
Рассказывание В.Осеевой "Сыновья" Учить определять состояние другого человека, уметь доброжелательно относиться к своим друзьям. Воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения. Научить распознавать эмоции по пантомимике и интонациям голоса В.Осеева "Сыновья" ноябрь
Чтение сказки А.Толстого "Топор" с использованием рисования (комплексное) Повторить и закрепить правила поведения (помогать друг другу, уважать, понимать, жалеть, заступаться, уметь держать слово и т.д.) Воспитывать любовь к природе и всему прекрасному Сказка А.Толстого "Топор" ноябрь
История о том, как выяснилось кто самая красивая. Нанайская сказка "Айога" Учить детей осознавать значение дел и поступков героев, отличать внутреннюю красоту человека и внешнюю. Воспитывать любовь и уважение к родным. Нанайская сказка "Айога" декабрь
История о том, как кукушка покинула гнездо. Рассказывание ненецкой сказки "Кукушка" Учить детей быть более внимательными к проявлению добра и зла. Уметь выражать свое отношение к героям сказки. Ненецкая казка "Кукушка" декабрь
Литературная викторина Закрепить сказки, с которыми мы познакомились в разделе "Жили-были". Закрепить моральные черты характера: уметь определять положительные и отрицательные черты С.М. Чемортан. "Литературные утреники в детском саду" Декабрь