Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей (из опыта работы)


На протяжении многих лет, в нашей группе ведётся работа по экологическому воспитанию детей. Мы убеждены, что любовь к живой и неживой природе надо прививать с самого раннего возраста. Именно в это время формируется экологические представления, систематические знания о природной среде и бережное к ней отношения.

Основные задачи экологического развития детей:

В группе, при участии родителей, был создан природный уголок, где дети ухаживают за комнатными растениями. Они уже знают, что широкие листья фикуса надо протереть, а мелкие опрыскать пульверизатором, при необходимости взрыхлить землю. дети не только выполняют трудовые поручения, но и наблюдают какие красивые цветы у бальзамина, герани, бегонии. Отмечаем разные по величине, цвету листья фикуса, колеуса, плюща. Детям нравится выполнять трудовые поручения в уголке природы. Они бережно относятся к растениям и понимают, что растениям нужны вода, тепло, воздух. Дома дети тоже помогают родителям ухаживать за комнатными растениями. У детей вырабатываются не только трудовые навыки, они учатся любить растения, заботиться о них.

Были проведены ряд занятий "Собака - друг человека", "Животные - наши помощники", "Дары природы", "Как помочь растению", "Где растут растения", "Волшебная вода", "Где живут дикие звери", "Для чего нужна красная книга", "Покормите птиц зимой". Все эти занятия направлены на формирование у детей убеждения, что красота природы бесценна и поэтому её надо охранять.

Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми. Родители построили кормушки для птиц что бы дети на прогулке наблюдали за пернатыми, кормили их. С помощью родителей был создан "мини-огород на окне", где мы всей группой занимались посадкой лука, а так же листьев салата, вели наблюдения за всходами, поливали. Результат - витамины к обеду.

Провожу в группе экологические праздники, где принимают активное участие родители. "День земли", "Праздник цветов", "В гостях у солнышка", "Праздник картофеля". Содержание этих праздников направлено на обогащения знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, что бы ребёнок рос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать.

В детском саду оборудована экологическая комната, где представлен растительный и животный мир Хакасии, изображения времён года, макет звёздного неба и т.д.. Для оформления этой комнаты, геологи рудника передали камни - керны. Теперь дети знают, какие полезные ископаемые добываются на нашем руднике. Совместно с родителями и детьми, был собран и оформлен гербарий. В экологической комнате, я часто провожу занятия по ознакомлению детей с природой.

В группе создана лаборатория элементарно поисковой деятельности, где проводим различные опыты. В отдельные стеклянные баночки сажаем луковицы и создаём разные условия. В одной баночке лук находится в воде, тепле, на свету, а в другой - без воды, но на свету и в тепле. Ведём наблюдения за прорастанием лука. Дети выполняют зарисовки этапов роста лука и приходим к выводу, что лук в воде прорастает быстрее.

Интересный эксперимент со снеговиком, которого жалко оставлять на улице. В группе снеговика поместили в тазик. Дети сами убедились, что случилось со снеговиком и сделали вывод, что снег состоит из воды. В процессе проведения этих опытов развивается экологическое мышление.

Наблюдаем в группе за веточками тополя, берёзы, ивы. Какие из этих веточек распустятся быстрее и почему.

Провожу с детьми наблюдения за изменениями в природе, которые отмечаем в календаре и отражаем в рисунках.

При помощи родителей созданы игры: "Путешествие в зеркально-песочное царство". Дети пальчиком водят по песку, рассыпному по зеркалу, вырисовывается пейзажи родной природы, животных. Эти игры способствуют развитию мелкой моторики рук, творческому мышлению. Используем в игре не только песок но и соль.

Родители оказывают помощь в сборе природного материала. Подготавливаем материал к практической работе (очищаем, высушиваем) и используем на конструировании при проведении конкурсов. Проведены ряд интересных конкурсов на лучшую поделку: "Ёлочка-краса", "Снеговик", "Пасхальное дерево", "Волшебные пеньки", "Мир бабочек". Включения родителей в работу сближает их с детьми. В процессе работы ребёнок знакомиться со свойствами материала, из чего выполнены эти поделки. Поделки используем для оформления интерьера, а так же лучшие из них передаём в поселковый краеведческий музей. При проведении экскурсий в поселковый краеведческий музей, дети продолжают знакомиться с животным и растительным миром Хакасии, а так же рассматривать свои поделки.

Регулярно провожу экскурсии к водоёму, фонтану, в лес в разные времена года. На этих экскурсиях дети учатся наблюдать за изменениями в природе, а так же принимают участие в дидактических играх: "Отгадай что за растение", "Найди в букете такой же листок", "Кто быстрее найдёт берёзу, тополь, иву". Эти игры научили детей рассуждать, сравнивать и группировать.

С участием педагогов, родителей на территории детского сада создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую функцию. Экологическая тропинка - это специальный образовательный маршрут в природных условиях. "Хозяином тропинки" является сказочный персонаж Боровичок, который приглашает детей в гости на разнообразные объекты. На этих маршрутах Боровичок знакомит детей с многообразием растений, насекомых, которые имеются на территории детского сада. Маршруты экологической тропинки: "В гости к белым берёзам", "Здравствуй, дедушка тополь", "Рябинушка", "Одуванчиковая полянка", "Летний бал цветов", "Дом муровья". За всеми этими объектами мы с детьми ведём наблюдения, а так же используем сенсорный опыт: цвет, формы, запах, размеры.

Наши дети неоднократно участвовали в международной экологической акции "Марш парков" в номинации рисунков "Таинственный лес". На конкурсе "Чистая вода - Хакасии" организованным правительством Хакасии.

Цель проведения этих конкурсов - воспитание экологической культуры детей. Дети с желанием участвуют в этой работе видя свои результаты.

По итогам моей работы, была отмечена положительная динамика в экологическом воспитании детей. В результате дети растут любознательными, добрыми и стараются оберегать окружающий мир.

Литература.

  1. Дошкольное воспитание №4 2000
  2. Дошкольное воспитание №7 2005
  3. Дошкольное воспитание №2 2005
  4. Ребёнок в детском саду №1 2010
  5. "Под парусом лето плывёт по Земле" Л.А. Пенькова Москва 2006