Использование нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальным и речевым недоразвитием по обучению грамоте и развитию речи


В соответствии с Законом РФ “Об образовании” (1992 г.) “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении” – 1995 года дошкольные образовательные учреждения (как общего, так и специального типа) достаточно самостоятельны как в выборе образовательных программ, так и во внесении изменений в уже имеющиеся.

Практический опыт работы с детьми с ЗПР показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми.

Нам педагогам важно иметь в виду, что успех воспитания, обучения, развития и коррекции зависит как от понимания педагогом состояния каждого ребенка знания причин его трудностей, так и от осуществления правильного индивидуального подхода к воспитаннику.

Я затрону тему работы с детьми с ЗПР по развитию речи в условиях МОУ. Одна из главных целей – развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

- Большую роль я отвожу играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения (“Один – много”, “скажи ласково”). (Образование форм множественного числа существительных и форм родительного падежа).

- Богатый иллюстративный материал (но не особо увлекаться, чтобы не тормозить процесс перехода от наглядного мышления к наглядно-образному). (Сбор плодов, листьев, семян ит.д.).

- Подбор учебного материала (о себе как о человеке: части тела —> семья —> транспорт (пользователь) —> житель города —> представитель профессии. Одновременно формировать представление о различных предметах и явлениях окружающего мира.

- Подбор различных заданий и упражнений, которые предполагают групповое и индивидуальное самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради.

Для экономии времени, и личного усвоения детьми программного материала я использую в работе комплексные, интегрированные, блочно-тематические, нетрадиционные формы проведения занятий. Одно, из которых я представляю Для вашего внимания.

Апробация данного курса показала, что дети активно и с интересом участвуют в занятиях, не переутомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга. Дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности, работы в коллективе.

Тематический материал многих занятий осваивается во время прогулок, экскурсий лучше, т.к. основан на реальных наблюдениях, предметах, а отдельное содержание включать в различные виды детской деятельности.

Основные задачи развития речи, которые я ставлю перед собой:

  1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
    Чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. (“Как правильно сказать?”, “Как сказать по другому”).
  2. Работа над грамматическим строем речи.
    Из слов складывается речь. Грамматика – нормы изменения слов и соединение их в предложения (по числам, падежам, родам, простые и сложные предложения). В процессе общения и в процессе системной речевой практики ребенок познает модель родного языка.
  3. Формирование звуковой культуры речи.
    Умение слышать и воспринимать все звуки родного языка (работа над системой ударений в словах, интонация, четкое произношение всех звуков, выразительность, темп и сила голоса).
  4. Формирование и развитие связной речи (диалогической и монологической).
    Учатся спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать и понимать. Постепенно ребенок включается в монолог – это более сложная форма речи: составление небольших рассказов, сказок, пересказ историй, событий.

Для решения этих задач я создаю информационно-развивающую среду: ситуации, мотивирующее общение детей – различных ролевых игр, словесно-дидактических игр, театрализованных атрибутов для разыгрывания сказок, стихов. Включаю пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры, провоцирующие спорные дискуссии.

В нашем МОУ занятия составляются по тематическому принципу: тема начинается на занятиях по окружающему миру, затем —> лепка, рисование, аппликация—> художественная литература—> театр —> и, наконец, закрепляется и обобщается на занятиях по развитию речи. Такой принцип помогает решить большее количество речевых задач.

Обобщение происходит по схеме: “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”, это позволяет детям быстрее адаптироваться в речевой среде. Особое место при планировании занимают театрализованные игры, в которых участвуют взрослые и дети.

Приложение: Комплексное занятие для детей дошкольного возраста с ЗПР (развитие речи + ручной труд) по теме: “Осень в лесу” (средняя группа).