Использование нетрадиционных средств формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста


Проблема сохранения и укрепления здоровья занимает особое место в системе дошкольного образования. В настоящее время в дошкольном образовании происходит существенная переориентация программного образовательного процесса на организацию индивидуально-подгруппового образовательно-оздоровительного маршрута ребенка с учетом его интересов и склонностей, а также с учетом потребностей родителей.

Здоровье ребенка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования, качество окружающей среды, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства и детства. В дошкольный период формируются основы физического и психического развития здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности.

На здоровье и благополучие влияют ряд факторов: физические, духовные, биологические (наследственные), эмоциональные, интеллектуальные, социальные. Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Таким образом, понятие “здоровый образ жизни” применительно к детям дошкольного возраста, это сущность образа жизни ребенка.

В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения отмечается тенденция ухудшения физического здоровья детей, 8 детей из 10 на момент рождения имеют различные проблемы со здоровьем. Как показывает практика, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушение телосложения и осанки. Главные причины таких нарушений: недостаточная двигательная активность, гиподинамия, неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, недостаточность прогулок на свежем воздухе, нерациональный режим питания, частые инфекционные заболевания и т.д.)

Правильная осанка способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. Недостаточная гибкость искажает осанку, но и чрезмерная гибкость отрицательно влияет на осанку, делая ее “разболтанной”. В связи с этим развитие гибкости должно сочетаться с укреплением мышц.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями. Воспитательно-оздоровительная работа начинается с диагностики физических данных детей, учитываю физическую индивидуальность каждого ребенка.

Исходя из опыта, можно сказать, что эффективными средствами формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами, такими, как резиновые мячи, палки, скакалки, мешочки с песком (Приложение 1).

Данные упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине, животе, сидя.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток, предлагается использовать следующие упражнения:

– прогибание спины с обручем или с мячом в руках,
– наклоны в стороны с обручем за спиной,
– приседание стоя на носках с гимнастической палкой в руках,
– наклоны вперед прогнувшись,
– ноги врозь с гимнастической палкой в руках,
– наклоны назад с разведением рук в стороны,
– поднимание ног вверх лежа на спине,
– ползание на четвереньках,
– ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Исходя из опыта работы, в основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, положены следующие принципы: индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку. Например: подтягивание на перекладине начинаем с одного подтягивания, постепенно прибавляем по одному подтягиванию. Отжимание на кулаках от пола: начинали с 1–3 отжиманий, к концу подготовительной группы дети отжимаются в пределах 20 раз.

Очень эффективны упражнения для развития больших мышечных групп живота, ног. Они создают мышечный корсет.

– Бег друг за другом
– Ходьба на носках, руки вверх + упр. на дыхание
– Прыжки на двух ногах
– Бег “маленькие медвежата” – бег на четвереньках
– Упр. “паук” – ходьба ногами вперед, опираясь руками сзади
– Прыжки мячики в положении сидя
– Упр. “змея” – ходьба на руках, ноги хвостом тянуться сзади
– Упр. “гусеница” – передвигаются, сидя на полу, с помощью сгибания ног в коленях, опираясь на руки
– Прыжки на одной ноге, другую ногу держать противоположной рукой, и наоборот
– легкий бег и ходьба на носках

Хорошие результаты дает поточный метод выполнения упражнений.

Для выполнения упражнений поточным методом в зале стоят обручи в подставках, “туннель”, массажеры, скамейки, маты

  1. Бег друг за другом 1–2 минуты.
  2. Лазанье по туннелю на четвереньках.
  3. Ходьба по массажерам.
  4. Прыжки на двух ногах через скамейки.
  5. Кувырок вперед на мате.

В качестве методов физического развития эффективно используются динамические, статические, дыхательные упражнения оздоровительной системы хатха – йоги. При выполнении упражнений ребенка обучают войти в образ, которому соответствует название асаны (рыбы, кошки, кобры и т.д.). Асана – йоги означает устойчивое положение тела. Фиксация в статической позе происходит на короткое время от 5 сек. до 1 мин.

Одно из важных положений йоги гласит, что внутри позвоночника таится большое количество неизрасходованной энергии и поэтому упражнения йоги (асаны) направлены на то, чтобы разбудить эту спящую энергию и поставить ее на службу организму. Эти упражнения являются доступными для детей и по мере совершенствования этих упражнений дети ощущают исключительно приятное чувство самоудовлетворения. Классическая аксиома йоги гласит: “Ты молод настолько, насколько гибок твой позвоночник”. Позвоночник является “ключом” ко всему организму. В течение многих веков йоги утверждают, что у тех, кто хочет быть действительно здоровым, позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в течение всей жизни.

Динамические упражнения способствуют развитию подвижности суставов гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Это достигается с помощью различных движений вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения наклонов, поворотов, прыжков, кувырков приседаний и бега.

Детям очень нравятся игровые превращения. В работе используются комплексы АСАН – ПОЗ (Приложение 2).

Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных. Освоив технику упражнений, в дальнейшем у детей вырабатывается способность концентрации через ощущения в работающей части тела – это усиливает профилактический эффект упражнения: например “бабочка” – направленное на растяжку приводящих мышц бедер. Упражнение выполняется из положения сидя, колени согнуты и максимально разведены, подошвы соединены, кисти рук сложены в замок, обхватывают ступни, подтягивая пятки к туловищу. Ноги согнуты в коленях, совершают ритмичные, пружинящие покачивания, ребенок старается положить бедра на пол. Как только ребенок сможет представить себя бабочкой, а колени крыльями, упражнение выполняется намного качественнее и эффективнее.

Дыхательные упражнения оказывают положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Очистительное дыхание “ХА” выполняется следующим образом: совершается полный вдох носом. Одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Полный выдох, который в два раза длиннее вдоха, делается через рот с произнесением “Ха”, резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз Движение напоминает рубку дров. При этом детям говорится, что все болезни, усталость покидают тело при выдохе.

Упражнения, составленные на основе древней оздоровительной системы йоги, способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость. Например: из положения стоя поднять руки ладошками вверх, представить, что на вдохе через ладони в тело входят лучи солнечного света, на выходе туловище наклонить вперед – представить, что болезни покидают тело, оставляя внутри золотой свет солнца. Выполнение упражнения с использованием образных представлений значительно облегчает его усвоение детьми.

Использование нетрадиционных средств (элементов йоги) в повседневной работе позволило сочетать в себе упражнения, направленные на укрепление здоровья и духовного обогащения ребенка-дошкольника. Показателем эффективности такой работы служит снижение заболеваемости детей; нормальное функционирование организма в системе человек – окружающая среда; физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни; способность к полноценному выполнению социальных функций.

Работа по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, проводимая с использование элементов хатка – йоги способствует развитию у ребенка потребности в ежедневной двигательной активности, формированию правильной осанки, совершенствованию техники основных движений, развитию мелкой и общей моторики, духовному развитию, умению саморегуляции своих мотивов.

Применяемые упражнения в сочетании с активностью и общением позволяют выпускникам нашего детского сада в последующем продолжить более серьезные занятия спортом в секциях города. В нашем детском саду на протяжении длительного периода существует преемственность между секцией киокушинкай карате-до и занятиями по физической культуре.

Проводимая таким образом работа способствует не только сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения в стенах нашего детского сада, но и воспитывает у детей стремление к достижению высоких спортивных результатов, продолжению покорения спортивных вершин.