Использование метода проектов в практике дошкольного образования на занятиях по художественному труду


Дошкольное детство – это время открытий для ребенка большого мира с неизменными детскими вопросами “как?”, “почему?”, “зачем?”. Исходный пункт, из которого пойдет развитие маленького человека как творческой личности, это игра. играя, дошкольник моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Только творческие игровые задания и занятия помогают ему создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Ребенок дошкольного возраста осознает продиктованную игрой необходимость что-то смастерить, ставит цель, самостоятельно выбирает средства (оценивая последствия), определяет порядок действий. это его собственный проект, который он реализует. Поэтому, опираясь на опыт зарубежных (Д. Дьюи) и исследования отечественных (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др.) ученых в собственной педагогической деятельности широко применяю метод проектов с использованием элементов модульной технологии.

Проектный метод лежит в основе моего планирования, организации занятий и продуктивной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Этот достаточно новый и современный дидактический метод предусматривает последовательность в организации обучения детей: знания, приобретенные на одной из ступений, становятся основой, фундаментом для определения новых целей и решения новых, более сложных задач.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, я не ставлю перед ними слишком отдаленные задачи, не требую охватить одновременно несколько направлений деятельности, а озадачиваю их собственной исследовательской деятельностью. Предлагаю детям небольшие по объему индивидуальные проекты, которые в конечном итоге объединяются в определенную систему, стимулирую развитие познавательной активности и процесса самопознания.

Реализация каждого проекта осуществляется в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Начиная со среднего дошкольного возраста, при составлении планирования занятий, я использую проекты, объединенные единой игровой составляющей: для средней группы это проект “Тайны старичка-лесовичка”, для старшей – “Гномики-лесовики – наши друзья”, для подготовительной – проект “Инопланетяне ищут друзей”. Каждый предыдущий проект является преемственным для последующего.

Я последовательно направляю работу дошкольников, организую отдельные этапы проекта, с учетом возрастных психологических особенностей детей и общей игровой ситуацией конкретного проектного замысла. Для примера хочу представить тематическое планирование занятий среднего дошкольного возраста по проекту “Тайны старичка-лесовичка”. Само название проекта уже настраивает детей на сказку.

Глубинная устойчивость бытия, отчетливая ясность коренных ценностей, с которыми сталкивается ребенок в сказках, формирует основы его нравственных представлений.

Весь проект “Тайны старичка-лесовичка” делится на три основных модуля.

I модуль

Работа с природным и другим материалом начинается с экскурсии в лес, в парк и т.д. Она направлена на наблюдения детей природы в непосредственном контакте с ней, на погружение их в собственную исследовательскую деятельность и развитие бурно развивающейся детской фантазии и воображения. Весь первый модуль объединяется в подпроект “На лесной полянке у лесовичка”. Поделки из природного материала выставляются на плотный картон, имитирующий в лесу”, где дети как бы заново переживают весь цикл пройденных занятий, и находят свое место в уголке сказок. Итоговое занятие каждого модуля проводится как презентация проекта. В данном случае – это развлекательное мероприятие “Осень”

II модуль

Работа с бумагой и картоном предполагает посредством разнообразных игровых ситуаций успешно решать поставленные задачи, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, мышления, познавательной активности детей и ручной умелости. Занятия с этим материалом помогают малышу на практике в увлекательной форме познать физические свойства бумаги, определить ее качественные признаки: растягиваемость, промокаемость, шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.д., обеспечивают хорошую подготовку к последующему художественному конструированиюиз бумаги. Второй модуль включает в себя часть занятий, объединенных под проектом “В гостях у Деда Мороза и Снегурочки”. На этих занятиях дети изготавливают поделки новогодней тематики, для волшебного терема старика-лесовика,в котором останавливаются Дед Мороз и Снегурочка. Презентация данного подпроекта проводится в виде новогоднего утренника, где дошкольники встречаются с уже знакомыми и полюбившимися героями. Остальные занятия второго модуля объединены в подпроект “Подарки для близких и друзей”, где сильным стимулом, побуждающим ребенка к продуктивной деятельности, является мотивация личного интереса (изготовление игрушек для себя или в подарок).

III модуль

Работа с тканью подразумевает объединение в подпроект “Подарки для лесовичка”, в ходе которого дети знакомятся с новым для их материалом, его качествами и свойствами, охотно работают с нитками, распуская старые трикотажные изделия. Дошкольники, увлеченные желанием сделать подарок другу, сестренке или маме, с энтузиазмом выполняют даже такое кропотливое задание, как изготовление бахромы на полотенце.

Делая реальное дело, видя положительные результаты своего труда, малыши проникаются особым чувством своей значимости и компетентности, что определяет их эмоциональное благополучие и душевный комфорт.

Итоговым мероприятием своего проекта “Тайны старичка-лесовичка” является презентация – это сказочное, веселое представление, в котором принимают участие и воспитатели и родители. На этой презентации определяются перспективы работы в будущем учебном году.