Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста


Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Современный ребенок к 4 – 5 годам в норме овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит многосложные слова, полно излагает свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, говорит связно. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)
  4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Действительно, полноценное речевое развитие детей в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. По данным диагностики (анкетирование родителей детей массовых и логопедических групп) речевая несформированность стоит на 1 месте вместе с проблемой здоровьесбережения воспитанников МДОУ. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

В настоящее время в логопедические группы зачисляются дети, имеющие тяжёлые речевые нарушения. Так, сравнительно недавно в логопедические группы зачислялись исключительно дети с диагнозом ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Так, в текущем 2010-2011 учебном году на коррекционное обучение зачислены дети со следующими диагнозами:

– общее недоразвитие речи 3 уровня – 7 человек
– общее недоразвитие речи 3 уровня, осложнённое дизартрией – 3 человека
– фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённое дизартрией – 4 человека.

Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что дети массовых групп, имеющие дислалию, остаются неохваченными логопедической помощью. В массовых группах старшего дошкольного возраста около 50 % детей требуют коррекции звукопроизношения. В настоящее время недостаточно изучены механизмы применения логопедического массажа для улучшения качества звукопроизношения детей-логопатов, и детей массовых групп старшего дошкольного возраста. Наше исследование было направлено на выработку и применение эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжёлых нарушениях звукопроизношения у детей-логопатов и детей массовых групп старшего дошкольного возраста. Одним из таких методов мы считаем применение приёмов логопедического массажа и самомассажа, так как недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями. В целом массаж можно применять во всех случаях, когда имеет место нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Известно также, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому в нашем исследовании мы предлагаем использование приёмов самомассажа не только для органов артикуляции, но и кистей и пальцев рук, ушной раковины, стопы ребёнка. При преодолении нарушений звукопроизношения логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Целью данной работы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности в области коррекционного воздействия на детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос. Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности. Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы массажа при коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в коррекционной практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемые приемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда, воспитателя группы и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Самое главное в нашей методике массажа – последовательность, огромное терпение и систематичность.

Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Обучить массажу можно самого ребенка и окружающих его взрослых. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия при постановке звуков у детей старшего дошкольного возраста. Именно поэтому перед педагогическим коллективом встали задачи развивающей и коррекционной направленности:

  1. Создать материально-технические условия для организации деятельности по указанной теме.
  2. Изучить теоретическую основу применения методов логопедического массажа в системе развития речи детей.
  3. Подобрать методическую основу для проведения консультаций для родителей и воспитателей.
  4. Составить план проведения занятий с использованием приёмов логопедического массажа.
  5. Разработать занятия с детьми-логопатами по совершенствованию речевых навыков с применением приёмов логопедического массажа.
  6. Подобрать диагностические процедуры для мониторинга динамики развития речи.
  7. Осуществить коррекцию деятельности педагогического коллектива с учётом применения механизмов логопедического массажа и самомассажа в целях совершенствования речевых навыков старших дошкольников.

Решение поставленных задач осуществляется в следующих направлениях:

Детский коллектив:

– формирование и совершенствование навыков применения приёмов самомассажа, влияющих на речевое развитие;
– коррекция дефектов речи;
– коррекция способов формирования речи.

Педагогический коллектив:

– владение техниками развивающего образования;
– умение работать с ситуацией;
– умение работать с индивидуальными особенностями ребёнка;
– умение работать с развивающим содержанием занятий:
а) оптимально отбирать,
б) интегрировать;
– владение групповой деятельностью.

Родители воспитанников:

– изучение социального заказа родителей;
изменение позиции родителей по отношении к коррекционной деятельности ДОУ;
– привлечение родителей к активному участию в коррекции речи детей.

В последнее время в логопедические группы зачислению подлежат дети с наиболее тяжёлыми речевыми нарушениями. Так, в 2010-2011 учебном году в логопедическую группу для прохождения коррекционного курса реабилитации зачислено 50 % детей, имеющих в логопедическом заключении диагноз – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, отягощённое дизартрией или стёртой дизартрией. Несомненно, с такими детьми обязательно планирую и осуществляю массажные мероприятия, направленные на качественную и эффективную коррекцию звукопроизносительной стороны речи [Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3]. При дизартрии применяю приёмы логопедического массажа, дифференцированные для каждого ребёнка, учитываю спастичность или излишнюю вялость мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

В своей практике использую следующие виды массажа – приёмы логопедического массажа Е.Ф.Архиповой, массаж биологически активных точек, предложенный Ауглиным Ф.Р.и дополненный Блыскиной И.В., массаж ушей, стоп, кистей рук, массаж и самомассаж с применением специальных приспособлений (медицинского шпателя, логопедического зонда, чайной ложки).

Провожу массажные мероприятия индивидуально в теплом проветриваемом помещении. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную классическую музыку в обработке для детей или диски с записями звуков природы (плеск волн, шум леса, пение птиц). Строго соблюдаю противопоказания к проведению массажа – не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при наличии ранок, порезов, гнойничковых поражениях массируемой поверхности. Однако плохое настроение ребёнка считаю не поводом для отмены сеанса – стараюсь использовать все педагогические хитрости, вплоть до «задабривания». Особенно ребятам нравится необычный приз после занятия – печенье в виде зверюшек. Забавно видеть глаза ребёнка, старающегося отгадать, на кого похожа его награда – на зайку или котика. А я решаю дополнительную задачу – совершенствование зрительного восприятия.

Планирую проведение массажных мероприятий строго индивидуально, обычно курс состоит из 10-20 процедур. При необходимости циклы повторяю с перерывом от двух недель до двух месяцев. Перед началом проведения массажа провожу консультацию для родителей о значении массажных мероприятий в коррекции речевых нарушений детей.

В процессе проведения массажа применяю основные классические приёмы массажа – поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, поколачивание, плотное нажатие на массируемый орган. Все приёмы массажа подробно описаны с литературе, поэтому считаю нецелесообразным затрагивать здесь этот аспект.

Для детей-логопатов составлен план проведения массажных мероприятий (Приложение 1), который предусматривает различные виды массажа – упрощённый массаж языка, предложенный Акименко В.М. массаж профессора Фрица Р. Ауглина, адаптированный Блыскиной И.В. для детей дошкольного возраста ауриколомассаж; также проводим самомассаж кистей и пальцев рук дополнительными атрибутами – колючими мячиками, массажёрами, шестигранными карандашами, гречневой крупой. Все виды массажа и самомассажа провожу как элемент индивидуальных занятий, включаю в процесс проведения подгрупповых и фронтальных занятий.

Кроме этого, в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы, педагоги группы пришли к выводу, что применение элементов самомассажа возможно проводить в процессе организации различных видов деятельности детей в течение дня для наиболее эффективного коррекционно-педагогического воздействия. Плантарный массаж (массаж стоп) было решено проводить в дошкольном учреждении после дневного сна [].

Массаж эффективно сочетается с элементами гимнастики артикуляционного аппарата, поэтому упражнения для жевательно-артикуляторных мышц, мышц губ и щёк, мышц языка заканчивают проведения сеанса.

Таким образом, в ходе коррекционной работы, проводимой с детьми-логопатами, мы достигли результатов, при которых у детей укрепились мышцы артикуляции, выработались полноценный объём и точность движений, а также у двоих детей значительно уменьшились признаки саливации.

Но работа логопеда не может ограничиваться рамками логопедической группы. Как уже было сказано, 50% детей массовых групп нуждаются в коррекции звукопроизношения. Несомненно, этот факт привёл к мысли, что важно организовать такое коррекционно-педагогическое воздействие, при котором дети сами могли бы подготовить свой артикуляционный аппарат для выполнения точных и координированных движений при произношении звуков.

С этой целью был представлен цикл мероприятий, которые являются профилактикой нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

С воспитателями проведены консультации о значении проведения массажа и гимнастики артикуляционного аппарата в профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста Также было проведено практическое занятие по обучению воспитателей массовых групп упрощённым приёмам массажа с целью показа их детям. Для систематизации данного вида работы был разработан перспективно-тематический план массажно-артикуляторных мероприятий [Приложение 4], которые дали возможность педагогам использовать разработку в целях профилактики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, укрепить мышцы артикуляционного аппарата, достичь увеличения объёма движений и точности их выполнения [Приложение 5]. Данные мероприятия дают возможность уменьшать сроки постановки звуков у детей-логопатов, а также выпускать дошкольников из массовых групп с чистой речью; предлагаются к применению педагогами для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста и для рекомендаций родителям.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии». – М.: «Астрель», 2008 г.
2. Блыскина, И.В., Ковшиков, В.А. «Массаж в коррекции артикуляционных расстройств». – Санкт-Петербург: 1995 г.
3. Блыскина И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей». – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2004 г.
4. Дьякова, Е.А. «Логопедический массаж». – М.: «Академия», 2005 г.
5. Кольцова Н.М., «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка». Москва, 1973.
6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». Санкт-Петербург «КОРОНА-принт», 2005.
7. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).
9. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика – М., Айрис-Пресс, 2010
10. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968
11. «Понятийно-терминологический словарь логопеда». Под редакцией проф. В.И.Селиверстова, Москва, «Владос», 1997.
12. Поваляева М. А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002
13. Правдина О.В. Логопедия. – М.: 1969.
14. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», статья из ж.. «Логопед», №2, 2005. Автор С.Н.Жукова.
15. Pay Е.Ф. Воспитание прав ильного произношения у детей. – М., Медгиз, М.: 1969.
16. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – 1961.
17. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989
18. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: 1959.