Использование лексических тем в работе инструктора по физической культуре


«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радостьпреодоление трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны…», – сказал Януш Корчак. Я считаю, что только радость движения и общения с педагогом и детьми поможет ребенку достичь более высокого уровня в своем развитии.

Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы (пункт 6.13), я взяла за основу принцип комплекснотематического построения образовательного процесса. Считаю, что только при условии организации тесной взаимосвязи между педагогами можно добиться результатов работы. В планировании физкультурных занятий учитываю недельную лексическую тему каждой группы, в результате чего составила перспективный план физкультурных тематических занятий, которые позволяют закрепить знания детей об окружающем мире. Они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. Такие занятия решают и задачи по развитию речи. Проведение тематических занятий помогает закреплять у детей двигательные умения и навыки в наиболее привлекательной для них игровой форме. Занятия воспитывают у дошкольников творческие способности, развивают воображение, формируют целенаправленную двигательную активность. Темы для занятий, выбранные мной доступны детям и вызывают положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. В содержательном плане это подбор упражнений, объединенных общим замыслом и последовательно раскрывающими его действиями. По тематике занятия самые разнообразные: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Цветы», «Насекомые» и т. д.

В начале занятия можно прочитать стихотворение, соответствующее лексической теме, что помогает мобилизовать внимание детей, настроить их на определенную тему занятий. При выполнении коррегирующих упражнений использую иллюстрации и игрушки. Имитация движений способствует развитию у детей различных видов памяти: образной, словесно- логической.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Использование подвижных игр в практике работы способствует формированию у детей коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, а также познавательных способностей: «Огородники», «Белые медведи», «Нам не страшен серый волк», «Пожарные на учении» и т. д. Названия некоторых упражнений мы придумали вместе с детьми, используя образные сравнения: «Ласковая кошечка», «Сердитый кот», «Ленивый поросенок» и т. д. Это позволяет экономить время на объяснение их исходного положения и увеличить моторную плотность занятий. Успешное решение поставленных двигательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятиях. Наиболее часто применяю поточный способ.

Благодаря наличию на занятиях нестандартного оборудования, у детей развивается воображение, появляется положительный психологический настрой, активизируются мыслительные процессы. Немного фантазии - и спортивный зал превращается в лес.

Целесообразность использования в содержании занятий пальчиковой гимнастики обусловлена недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к дальнейшему обучению в школе. Одним из компонентов заключительной части занятия является использование релаксационных приемов. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием: «Плывем в облаках», «Росток», «Ковер-самолет», «Пляж» и т. д. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки. Но не только на физкультурных тематических занятиях проводится работа по лексическим темам. Для детей подготовительной группы составила сценарии оздоровительных досугов познавательного характера: «Животные Севера», «Луговые цветы», «Тундра». Помимо познавательных сведений они включают большое количество игр: подвижных, коммуникативных, игр-соревнований, эстафет. Их дополняют различные виды самомассажа, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, упражнения для коррекции зрения. Сценарии досугов связаны с сезонными изменениями и позволяют включать в них стихи, песни, хороводы, разученные на музыкальных занятиях и занятиях по развитию речи.

Таким образом, на занятиях по физическому развитию, я решаю задачи оздоровления, обучения, развития посредством использования различных методов и приемов, стандартного и нестандартного оборудования, уделяя при этом достаточное внимание аспектам нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Приложение.