Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психоречевые нарушения в развитии


В течение пяти лет коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения целенаправленно обогащает содержание коррекционно-образовательного процесса посредством использования информационных технологий в работе с детьми, имеющими проблемы в психоречевом развитии: задержка психического развития, общее недоразвитие и фонетикофонематическое нарушение развития речи, заикание. Решение о включении в работу с детьми современных технических устройств не дань моде, а результат длительного педагогического поиска специалистами учреждения эффективных методов и технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Для детей с данными видами нарушений характерно качественное своеобразие общего психического развития, которое выражается в слабой познавательной активности, безынициативности, эмоциональной невыразительности. У таких детей узок кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира, хорошо известными каждому дошкольнику. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудости речевых средств, используемых ребенком, как в быту, так и в учебной деятельности.

Именно поэтому, наряду с применением традиционных средств коррекционного воздействия педагоги нашего ДОУ широко используют специальные компьютерные развивающие и коррекционные программы как средство содержательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, соответствующее возрастным интересам старшего дошкольника, этапу его развития и задачам конкретного этапа коррекционной работы.

Первостепенной задачей коллектива на первом этапе явилось решение главной, но как оказалось не простой задачи - отбор программного обеспечения по использованию информационных технологий. Рынок предлагает широкий спектр компьютерных игр и программ для дошкольников. При отборе мы руководствовались необходимостью достижения главной цели, поставленной педагогами учреждения - повышение эффективности коррекционно – образовательной работы.

В результате тщательного отбора творческой группы специалистов детского сада в работе с детьми используются следующие компьютерные программы в соотнесении с основными направлениями обучения, развития и воспитания дошкольников:

№ п/п Направление в работе с детьми Компьютерные программы
1. «Игры для Тигры», «Обучение с приключением», «Артур, учимся играя», «Лесная школа», «Баба-Яга, пойди туда …», «Баба-Яга учится читать/считать», «Букварик», «Учимся запоминать», «Учимся считать», «Математика. Счёт», «Математика. Измерение», «Математика. Хитрые задачки», «Весёлые моторы», «Тили и Вили», «Баба-Яга – школа на курьих ножках», «В поисках заколдованных букв», «Клиффорд готовится к школе».
2. Коррекция особенностей эмоционально-личностного развития детей. «Что такое хорошо и что такое плохо». «Клиффорд. Угадай мелодию», «Веселые пальчики». «Веселая гимнастика», «Весёлые моторы 2».
3. Развитие кругозора детей и общей компетентности ребёнка. «Уроки Тётушки Совы», «Правила дорожного движения», «Голубая планета», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». «Дракоша в мире птиц», «Дракоша в мире животных»,
4. Развитие творческих способностей детей. «Уроки Артиграфа», «Вечеринка у Бабы-Яги», «Барби – модный дизайнер», «Учимся мыслить», «Золушка», «Дракоша в мире музыки».

На основе анализа целевого, содержательного и технологического компонентов программ основных, коррекционных и информационных, реализуемых в ДОУ сформулирована цель работы: «Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала, формирование позитивных личностных качеств ребенка средствами информационных технологий для компенсации у него первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений».

Достижение данной цели осуществляем через системное и последовательное решение задач в ходе коррекционно - образовательной работы с детьми:

  1. Проведение коррекции:
  • отдельных сторон психической деятельности:
    • развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти,
    • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов - цвет, форма, величина, пространственных представлений, представлений о времени,
    • фонетико-фонематических представлений;
  • индивидуальных пробелов в знаниях;
  • нарушений в развитии эмоционально - личностной сферы (тревожность, застенчивость, детские страхи, негативная самооценка, низкая саморегуляция, агрессивность);
  1. Осуществление развития:
  • различных видов мышления от наглядно-образного к словесно-логическому, абстрактному;
  • основных мыслительных операций (навыков анализа, группировки и классификации, умения планировать деятельность);
  • речи, овладение техникой речи;
  • коммуникативных навыков.
  1. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  2. Совершенствование движений и сенсомоторное развитие (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики).

Для всех участников коррекционно - образовательного процесса учреждения компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими:

  • выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении;
  • трансформировать выявленные проблемы развития в специальные задачи обучения, тем самым, делая обучение развивающим и коррекционно-направленным.
  • предоставлять каждому ребенку соответствующий его возможностям темп учебной деятельности,
  • обеспечивать ребенка системой градуированной помощи,
  • видеть продвижение ребенка в развитии и обучении по отношению к собственному уровню его достижений.

Начальным этапом педагогической деятельности коллектива ДОУ с использованием новых информационных технологий является учёт коррекционно-образовательного маршрута каждого ребёнка, определённого коллегиальным решением городской медико–психолого-педагогической комиссии, медицинская оценка состояния здоровья и педагогическая диагностика специалистами и педагогами ДОУ.

На основе комплексного изучения и оценки состояния здоровья и уровня развития каждого ребёнка мы включаем решение учебных и коррекционных задач с помощью информационных технологий в систему общей коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка.

Использование игровых компьютерных программ предусматривает первостепенную роль учителя информатики, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога в комплексе тройственного взаимодействия: педагог-компьютер-ребёнок.

В рамках этого подхода нами составляются планы индивидуальной, подгрупповой работы и производится отбор коррекционно-развивающих задач, которые отвечают следующим требованиям:

  • их решение без применения компьютерной технологии затруднено или практически неосуществимо;
  • достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
  • развитие у ребёнка высокой мотивационной готовности к обучению;
  • возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному уровню развития ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.

Работу по использованию информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе мы строим на основе интегративного подхода в организации коррекционно-образовательного процесса.

Данный подход предполагает:

  • совмещение педагогической деятельности педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и учителя информатики в сходные по тематике блоки на основе лексико-грамматических циклов;
  • совмещение содержания программного материала каждого занятия каждым специалистом коррекционного обучения на материале основной образовательной, коррекционных программ и содержания игр специализированных компьютерных программ. На этой основе нами определяется вариативность и последовательность введения компьютерных игр на каждом этапе реализации задач коррекционно-образовательного процесса.

Использование информационных технологий реализуем поэтапно:

  1. Для освоения принципа действий на компьютере мы проводим пропедевтическую работу по формированию навыка согласованного действия глаза и руки ребёнка с использованием игровых моделей: «ЛОГИКО-Малыш»; «Знайка», «Ноутбук».
  2. На первом году обучения ребёнка используем развивающие компьютерные игры в качестве индивидуального средства становления, закрепления, тренировки формируемой функции на основе способа деятельности, заданного специалистами коррекционного обучения на специально организованных занятиях.
  3. На втором и третьем году обучения – в качестве самостоятельного средства формирования способа действия по аналогии с уже усвоенным способом на игровом материале предыдущего года обучения (для детей, имеющих стойкую положительную динамику и уровень развития высокий и выше среднего) при косвенном руководстве педагога.
  4. Для остальных детей – использование варианта работы по первому году обучения до изменения характера динамики на стойкий, положительный.

Включение специализированных компьютерных программ в подгрупповую и индивидуальную работу:

педагога-психолога по:

  • коррекции и развитию психических познавательных процессов в группах детей с нарушением речи;
  • развитию эмоционально-волевой сферы детей и коррекции детских страхов и тревожности, преодолению и устранению нарушений эмоционально-личностного развития (застенчивость, стеснительность, неадекватная самооценка, пониженный или повышенный эмоциональный фон настроения),
  • формированию компонентов психологической готовности детей к школе.

Начальным этапом в работе с детьми педагога-психолога (как и любого другого специалиста коррекционного обучения) является определение образовательного маршрута каждого ребёнка педагогами групп и специалистами ДОУ. В ходе данной работы мы формируем состав подгрупп для развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.           

Встречи педагога-психолога с детьми рассчитаны на два месяца работы с каждой подгруппой с непременным включением игровых развивающих компьютерных программ, с помощью которых педагог - психолог задаёт и тренирует способы формирования мыслительных операций, познавательных функций. В различных ситуациях общения и взаимодействия с компьютерными героями мы учимся различать и дифференцировать человеческие эмоции, «примерять» их на себя вслед за игровым персонажем, тренируемся в разрешении затруднительных ситуаций сюжета компьютерной игры социально одобряемыми способами.   

Общение тревожных, пугливых детей со «страшными» игровыми персонажами (Баба – Яга, Домовёнок и др.), но по задумке авторов программ, снабжённых внешней привлекательностью, покладистостью, чувством юмора, смешливых, помогающих пользователям программы помощь в затруднительных ситуациях, позитивно оценивающих детские достижения «дезактуализирует» и нейтрализует детские страхи, способствует формированию уверенности и активности ребёнка.

Опосредованный характер обучения детей с применением игровых компьютерных программ, опосредованная игровыми персонажами оценка детской деятельности, красочность зрительных образов и материала повышают детскую работоспособность, тренируют произвольность психических познавательных процессов, повышают интерес и познавательную активность, обеспечивают пребывание ребёнка в ситуации успешно выполненной деятельности.

Это очень важно в преодолении и снижении тяжести проявлений нарушенного развития, формировании компонентов школьной готовности детей с особыми образовательными процессами.

По окончании курса специальных занятий педагог – психолог сопровождает коррекционно-образовательный процесс каждой группы, рекомендуя к проведению с детьми коммуникативных игр, дидактических игр и упражнений педагогами группы, как с использованием настольных дидактических игр, так и компьютерных программ в индивидуальной работе педагогами группы с дошкольниками.

Это способствует закреплению способов решения учебных задач, начатых с применением компьютера в обогащённой предметно-развивающей среде группы, ДОУ в различных видах детской деятельности – играх, конструировании, рисовании и т.п.

Взаимодействие педагогов и специалистов учреждения в использовании компьютерных средств в коррекционно-образовательном процессе обеспечило победу коллектива в областном конкурсе проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

В результате участия в конкурсе компьютер вошёл в игры наших воспитанников как игровое средство, доступное, интересное, развивающее.

Сформирован и обогащён компьютерно - игровой комплекс, а технические возможности ноутбуков, их мобильность и автономность расширили возможности педагогов в их использовании в различных образовательных средах учреждения – в группах, кабинетах специалистов коррекционного обучения, изостудии.

Режим проведения занятий с использованием специализированных компьютерных программ предусматривает работу с машинами детей в возрасте 5-7 лет.

Периодичность проведения занятий:

учителем информатики: с целью коррекции и развития психических познавательных процессов, обучения навыкам владения техникой:

  • 1 раз в неделю с каждой группой детей с нарушением речи по 25-30 минут, в том числе активное общение каждого ребёнка с компьютером 8-10 минут, с перерывом между подгруппами детей в 10 минут.

педагогом - психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы детей:

  • 1 раз в неделю малой подгруппой (6 человек). Сменяемость подгрупп – 1 раз в 2 месяца в соответствии с реализацией содержания коррекционных и развивающих программ.
  • малыми подгруппами (8 детей) - 1раз в неделю,
  • индивидуально – 2-3 раза в неделю.

педагогами коррекционного обучения – 1 раз в неделю через активное общение каждого ребёнка с компьютером в течение 8 – 10 минут в форме индивидуальной работы или в малой подгруппе.

педагогами дополнительного образования и воспитателями – по мере реализации плана индивидуальной работы в качестве игрового средства, расширяющего возможности каждого ребёнка в закреплении учебных задач опосредованным характером обучения и технического средства в создании авторского продукта творческой продуктивной деятельности (рисунок, дизайн-проект).

Благодаря включению новых технологий с использованием компьютера и специальных компьютерных программ в коррекционно - развивающую работу с детьми с психоречевыми нарушениями в развитии нами достигнуты следующие результаты:

  • определены подходы к интеграции содержания основной образовательной и коррекционных программ, коррекционно-образовательной деятельности педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и учителя информатики, что обеспечило снижение учебной нагрузки на детей за счёт сокращения специальных форм взаимодействия взрослого с ребёнком;
  • разработан комплекс интегрированных занятий на основе совмещения по времени и содержанию тематических блоков разных методик (формирование элементарных математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, обучение грамоте). Это позволяет нам использовать компьютерные развивающие игры и упражнения для оптимизации содержания коррекционно-образовательного процесса и индивидуализировать учебно-развивающие задачи в соответствии с возрастными возможностями детей и постепенным усложнением заданий;
  • повысилась эффективность коррекционного обучения за счёт обеспечения дифференциации процесса обучения с учётом закономерностей и особенностей развития детей с нарушениями в речевом и психическом развитии, специфики диагноза, уровня и прогноза развития дошкольников, особенностей личностных качеств ребёнка и запросов родителей. В процентном отношении за последние три учебных года эффективность коррекционно-образовательного процесса по детскому саду составила 92%;
  • обеспечена профилактика появления у детей вторичных расстройств, снижен риск социальной дезадаптации младших школьников за счёт создания у ребёнка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях их организации;
  • по откликам учителей и педагогов-психологов образовательных учреждений города наши выпускники легче адаптируются к различным способам преподнесения и усвоения нового учебного материала, как непосредственными, так и опосредованными способами обучения.
  • значительно обогатился зрительный ряд занятий по ознакомлению с окружающим, досуговых мероприятий с использованием мультимедийной техники и включения в зрительный ряд содержания занятий, праздников, как стандартных картинок, так и рисунков детей, коллажей, выполненных совместными усилиями детей, педагогов и родителей.
  • повысился интерес и доля участия родителей в реализации задач коррекционно-образовательного процесса с использованием компьютерных средств в условиях детского сада и семьи.

В качестве перспективы нашей дальнейшей работы мы видим:

    • увеличение количества единиц техники для свободного пользования ею всеми участниками коррекционно-образовательного процесса в удобной для них образовательной среде детского сада и удобном режиме работы;
    • расширение программного обеспечения, разработанного образовательными учреждениями среднего и высшего звена специального (коррекционного) образования;
    • более широкое и активное вовлечение воспитателей и родителей в организацию воспитательно-образовательного процесса с использованием информационных технологий.

Приложение (Фото).