Использование игр со словами для совершенствования лексико-грамматического строя и развития связной речи у дошкольников с ОНР


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной монологической речи. Практика показывает, что трудности в овладении навыками связной речи у детей с речевыми нарушениями обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов языковой системы, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость).

В связи с этим обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий в подготовительной группе. Успешное обучение навыкам связной речи, совершенствование лексико-грамматического строя речи при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому логопеду важно обеспечить личностную заинтересованность ребенка в работе над словом. И здесь на помощь приходят игры со словами, которые педагог использует в индивидуальной и фронтальной работе с детьми. Благодаря этим играм и заданиям дети, имеющие нарушения в речевом развитии, становятся более внимательны к слову, а значит, и к своей речи; они начинают видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму, они учатся видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигают образность языка, его богатство.

Сейчас в литературе можно найти много речевых и словесно-логических игр и приемов, и если их объединить единым сюжетом, то логопедические занятия проходят интересно, развивают познавательную активность детей; закрепляются и приводятся в систему знания дошкольников.

В предлагаемых конспектах занятий особое значение придается повышению речевой активности детей, развитию и совершенствованию навыков связной речи, активизации и восстановлению всех психических процессов, развитию эмоциональноволевой сферы детей.

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема:Большой секрет для маленькой компании”

Цели:

Оборудование: Кубики с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А), карточки с предложениями, перфокарты, предметные картинки (заяц, пальто), карточки с буквами ( И, В), большая разрезная картина к сказке “Репка”, фонограмма песни С.Никитина “Большой секрет для маленькой компании”, шляпа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Оргмомент

Звучит песня С. Никитина “Большой секрет для маленькой компании”.

Логопед: Я тоже знаю один секрет, но не скажу. Вы сами сможете его открыть, если выполните все задания. За каждый правильный ответ дается приз – кубик с буквой. Если вам удастся получить все кубики, то вы сможете составить слово и разгадать секрет.

II. Игра “Слово в шляпе”

Все дети по одному достают букву из шляпы и составляют предложение, в котором каждое слово начинается на эту букву.

Итог: дети выбирают лучшее предложение, и ребенок, составивший его, получает кубик.

III. Работа с деформированным текстом

Дети читают предложения на карточках:

Наступила зима. Дети рады весне. Выпал снег. Маша и Рома лепят снеговика.

Логопед:

– Что вы прочитали? (Предложения.)

– А что можно составить из предложений? (Рассказ.)

– Что для этого нужно? (Расположить по порядку.)

Дети выставляют карточки с предложениями на наборное полотно. Читают.

– Что мы составили? (рассказ)

– Сколько предложений в рассказе? (Четыре предложения.)

– Все ли предложения подходят для составления этого рассказа? (Нет!)

– А какое не подходит? Почему?

– Каким предложением его можно заменить? (Дети рады зиме.)

– Прочитаем весь рассказ.

– А вот названия этого рассказа (“Зима”, “Дети и снеговик”.)

– Какое из них подойдет лучше? Почему?

Итог: За выполненное задание дети получают еще один кубик с буквой.

IV. Игра “Подбери слово”

Детям раздаются перфокарты, где они должны соединить карандашом картинку и слово, которое подходит к ней по смыслу. Объяснить почему.

Итог: Тот, чей ответ понравился детям больше всех, получает право взять очередной кубик с буквой.

V. Физминутка

Дети выполняют упражнения “Сбрось усталость” и “Заряд бодрости”.

VI. “Бином фантазии” (коллективное составление творческого рассказа)

Дети рассматривают две предметные картинки (заяц, пальто). Используя карточки с буквами И, В придумывают название рассказа (например: “Заяц И пальто”, “Заяц В пальто”), определяют характер будущего рассказа (грустный или веселый) и, придумывая предложения по цепочке, составляют рассказ, следуя названию.

Итог: За необычность рассказа получают два кубика с буквами.

VII. Игра с движением

VIII. Инсценировка сказки с творческими дополнениями

На ковре дети складывают большую разрезную картинку и узнают известную сказку “Репка”. По ходу рассказа сказки логопедом выбираются действующие лица из числа детей, которые озвучивают героев и придумывают новый сюжет сказки в зависимости от речевых возможностей детей и смелости фантазии.
Например:

– Пошел Дед репку тянуть. Кого он позвал? (Бабку!)

– А кого еще можно позвать? (МЧС, вертолет…)

– А как можно позвать? (По телефону…)

– Звони...и т.д.”

Итог: дети получают последний кубик.

IX. Игра “Составь слово”

Из собранных кубиков дети составляют слово ДРУЖБА.

Логопед: Вот вы и узнали главный секрет успеха и удачи!

Звучит песня “Большой секрет для маленькой компании”.

X. Итог занятия

Логопедическое занятие в подготовительной группе.

Тема: “Почитаем, поиграем”

Цели:

  • Активизация словаря, совершенствование поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.
  • Расширение объема словаря через развитие ассоциативного и логического мышления.
  • Развитие речевой активности детей.
  • Воспитание интереса к наблюдению за словом.

Оборудование: Макет книги, книжки – малышки, свиток, карандаши, мел.

Словарь: книга, буриме, рифма, свиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Дети отгадывают загадки:

  1. “Неживой живого учит”
  2. “Эта слоеная лепешка и глупым даст ума немножко”
  3. “Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает” (Это – книга!)

II. Введение в тему

– Книги появились давно. Их писали на бересте. Береста – это кора деревьев. Скручивали ее в форме трубочки – свитка. Слово “книга” в переводе и есть свиток (показывается свиток). А сейчас книги бумажные. Вы любите рассматривать книги? А слушать, когда читают родители? Сегодня мы встретимся с новой книгой (вносится большой макет книги).

– Эта книга бумажная, самая обыкновенная. А из нее сказки бегут, загадки… В ней много всего прячется. Посмотрим!

Дети читают название: “Почитаем, поиграем”.

Логопед:

Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами –
И все, что в памяти у нас, означено словами.

Первая страница книги. Игра “Что подойдет?”

Прочитать и подобрать нужное слово:

палец – кольцо
ухо – …
машина – колесо
самолет – …

Вторая страница книги

Логопед:

А нам сейчас пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”
Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь “низко”.
Скажу я слово “далеко”,
А ты ответишь … “близко”

Дети читают слова и придумывают к ним антонимы, затем составляют предложения с каждой парой слов.

– Что может быть одновременно сухим и мокрым? Горячим и холодным? и т.д.

Третья страница книги. Игра “Чем похожи?”

А) Дети рассматривают две картинки “муравей” и “грузовик”.

– Сравнить эти предметы. (Общее и различное)

Б) Закончить предложение:

“Если бы я был муравьем…”

III. Физ минутка

Четвертая страница книги. Игра “Сочиняем стихи”

Дети переворачивают страницы книги и читают слово “БУРИМЕ”

Логопед:

Буриме – французское слово. Это сочинение стихов на заданную рифму.

Рифма – это когда окончания слов совпадают или звучат складно.

А) Дети называют картинки, затем читают слова и подбирают рифмующиеся: картинка – слово.

Б) Вместе сочиняют стихи на составленные рифмы.

Пятая страница книги. Игра: “Сказка для слоненка”

На странице книги изображен грустный слоненок. Чтобы “развеселить” его, дети должны придумать веселую сказку, где все слова начинаются со звука “С”. Логопед записывает придуманные предложения на страницу книги.

Шестая страница книги. Игра “В мире животных”.

А) Дети рассматривают картинки животных. Читают слова – признаки и соединяют карандашом картинку и подходящее слово: лиса – хитрая, заяц – трусливый…

Б) Жестом, мимикой, движением раскрывают значения слов: злой, хитрая, трусливый…

В) Подбор синонимов к словам злой – сердитый, трусливый – боязливый…

Седьмая страница книги. Игра: “Подарки для кошки”

Дети придумывают слова – признаки, а логопед рисует на странице книги цепочку, каждое звено которой соответствует придуманному слову:

– Кошка какая? (Пушистая, серая, мягкая)

– А что еще может быть мягким? (Вата, снег, волосы)

– А волосы какие? (Длинные, пушистые, чистые)

– А что еще может быть чистым?.. и т. д.

Получается цепочка “в подарок” кошке, изображенной на странице книги.

Логопед:

Вот и закончилась игра…
Нам книгу закрывать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин!
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

Книга закрывается. Дети получают в подарок книжки – малышки с загадками.

IV. Итог

Литература:

  1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – СПб., 2000.
  2. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 1999.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, – 1998.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  6. Синицина Е. Игры и упражнения со словами. – М., 2000.
  7. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. – М., 2001.
  8. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М., 2003.
  9. Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти золушку – М.,1995.
  10. Шаховская С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушением речи. – М., 1992.