Информационно-коммуникативные технологии как интерактивный способ представления опыта работы педагога ДОУ


В прошлом остались рукописные программы, планы, конспекты. Все большую популярность в современном образовании приобретают информационно-коммуникационные технологии, которые повышают не только эффективность обучения воспитанников, но и позволяют зафиксировать, а затем и продемонстрировать успешный опыт работы педагогов.

Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. А удивительные возможности этого "чуда техники" открывают все новые и новые способы представления практических материалов педагогов ДОУ на различных мероприятиях: конкурсах, семинарах, конференциях, методических объединениях, выставках.

Педагоги дошкольных учреждений активно осваивают и применяют на практике различные компьютерные программы и, по-своему, используют их возможности. Педагоги МДОУ № 81 г. Мурманска не стали исключением.

К освоению информационно-коммуникационных технологий нас подтолкнул процесс освоения и внедрения в педагогическую практику МДОУ № 81 метода проектов - современного и эффективного средства повышения профессиональной компетентности воспитателей, а также оптимизации и качества работы с воспитанниками детского сада.

В ходе работы над образовательными проектами перед педагогами встала необходимость оформления проектных документов, материалов с помощью Приложений Microsoft Office Word, Microsoft PowerPoint и даже Microsoft Office Excel.

Многие педагоги испытывали трудности в применении этих программ, поэтому в ДОУ были организованы специальные занятия по освоению этих компьютерных программ: индивидуальные практические занятия, работа в паре и наставничество. Для начинающих педагогов был разработан алгоритм создания презентации, сформулированы правила, по которым составляется любая презентация, и требования к ее оформлению. Кроме этого, под руководством старшего воспитателя, были организованы индивидуальные занятия по подготовке защиты проектов через выступление и мультимедийную презентацию. (Приложение № 1)

Имея различную базу подготовки, педагоги справились с поставленной задачей, решили ее эффективно и оригинально. Следует констатировать, что 70 % педагогов подтвердили свое умение создавать текстовые документы и освоили компьютерную программу Microsoft Power Point, 30 % педагогов на достаточно высоком уровне освоили программу Microsoft Office Excel.

С помощью программы Microsoft PowerPoint педагоги создали яркие, грамотно оформленные презентации своих проектов: "В детский сад хожу без слез!", "В мире детских эмоций", "Будь здоров, малыш!", "Белый Медвежонок в гостях у малышей!", "Витаминная мозаика", "Правила дорожные знать каждому положено!", "Сказку расскажу руками", "Маленьким детям - большие права!", "Ах, Матрешечка, - краса, до чего ж ты хороша!" и др.

Педагоги МДОУ № 81 отмечают преимущества программы Microsoft PowerPoint: интерактивный способ представления информации по принципу: "Рассказываю и показываю", широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика), включение в презентацию текстовые, картинные, фото и видеоматериалы, а также доступность для ее освоения.

Презентации, созданные в Приложении Microsoft PowerPoint, позволяют педагогам демонстрировать свой опыт работы по конкретной методической теме, представлять наиболее интересный практический материал и расширять возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).

Мультимедийные технологии приобретают популярность среди педагогов ДОУ, но даже тех возможностей, которыми обладает, например, Microsoft PowerPoint иногда бывает недостаточно. Поэтому перед педагогами МДОУ № 81 встала новая задача: найти, освоить и внедрить в педагогическую работу такую информационную технологию, которая бы предоставила еще большие возможности и позволила бы реализовать самые неординарные проекты. Такой программой стала программа Windows Movie Maker. (Приложение № 2)

Windows Movie Maker - современный интерактивный способ создания, редактирования и представления информации, как для коллег, так и для родителей воспитанников. Удивительно простое и интересное занятие, позволяющее создавать, монтировать свои фильмы и демонстрировать их прямо на персональном компьютере или на мультимедийной системе. Кроме этого данная программа позволяет пользователю демонстрировать свой опыт работы через Интернет и передавать по электронной почте.

На базе МДОУ № 81 решено было организовать и провести городской семинар для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. Формой представления опыта работы педагога-психолога МДОУ № 81 был выбран видеопроект, который возможно было создать с помощью программы Windows Movie Maker.

Для разработки видеопроекта, по инициативе старшего воспитателя МДОУ № 81, была создана творческая группа по изучению особенностей работы с Windows Movie Maker. В ходе работы творческой группы были изучены и определены правила работы по программе и установлены требования к оформлению видеопроекта, назначены ответственные "операторы" за фото и видеосъемку.

Педагоги творческой группы отметили следующие возможности программы - это "загрузка" видео, фотоматериалов, добавление титров, эффектные, красивые и динамичные переходы от одного сюжета к другому, подбор и применение фоновой музыки.

Получив согласие родителей на фото и видеосъемку, педагоги творческой группы приступили к созданию видеопроекта "Азбука детских эмоций". Предметом видеопроекта стала система работы педагога - психолога МДОУ № 81 по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Исходя из результативности съемок, фото и видеосъемки были как одноразовыми, так и многоразовыми. Длительность видеопроекта, который был представлен на семинаре, составила 10 минут.

Видеопроект "Азбука детских эмоций" позволил участникам семинара проследить всю организацию работы педагога-психолога по вышеназванной теме: и наглядно-иллюстративный материал, и разнообразные модели эмоциональных состояний человека, литературных и сказочных героев, психологические этюды, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольников, элементы продуктивной деятельности детей экспериментальной группы, а также театрализованную деятельность участников проекта. (Приложение № 3)

Руководитель семинара и педагоги-психологи дошкольных учреждений г. Мурманска по достоинству оценили такой способ представления опыта психолого-педагогической работы.

Таким образом, можно утверждать, что информационно-коммуникационные технологии в ДОУ открывают широкие возможности и перспективы не только для саморазвития, но и для самопрезентации современного педагога-дошкольника.

Литература.

  1. О.Б. Леоненко. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя 2009 г. № 4. с.32-35.
  2. Е.В.Касаткина. Организация итогового педсовета с использованием ИКТ // Справочник старшего воспитателя 2011 г. № 5, с.35 - 39.
  3. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр "Академия", 2005 г.
  4. Ю.Р.Нордгеймер, Г.Ф.Гончарук. Мультимедийные средства и компьютерные игры в предшкольной подготовке // Управление ДОУ.2008 г. № 6.
  5. С.Л.Островский, Д.Ю.Усенков. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября, 2011 г.