Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"


Цели: закрепление и обобщение знаний детей на татарском языке; совершенствование умений строить предложения с использованием символической аналогии, развитие связной речи, памяти и логического мышления.

Оборудование: символические карты, рисунки, волчок для игры с указательной стрелкой, на столе по кругуцифры от 1 до 10.

Ход игры

Дети садятся за игровой стол, выбирают капитана.

Воспитатель: Сегодня наше занятие пройдет в форме игрыЧто? Где? Когда?” Вопросы для игры нам прислали сотрудники нашего детского сада и ваши будущие учителя.

(По звуку гонга запускается волчок.)

1. Первый вопрос от вашей будущей учительницы. Она хочет с вами познакомиться на татарском языке.

Капитан: Минем исемем Ирина (меня зовут Ирина). Ми?а 6 яшь (мне 6 лет). Мин Алабугада яшим (я живу в Елабуге). Мин Татарстан республикасында яшим (я живу в Республике Татарстан). Мин “Алтын балык” балалар бакчасына й?рим (я хожу в детский садЗолотая рыбка”) Мин матур, зур, чиста, акыллы кыз. (Я красивая, большая, чистая, умная девочка).

Остальные участники игры по той же аналогии составляют рассказ о себе.

2. Вопрос от музыкального руководителя Ольги Геннадьевны. Прочитайте стихотворение по символическим карточкам.

Тышта чыпчык ?им ташый,
К??? к?бест? ашый,
Куян кишер кимер?,
Ми?а ?ни с?т бир?.

3. Вопрос от воспитателя родного языка Евдокии Ивановны. Продолжите чистоговорки.

  1. Мич…(башында биш м?че…
    Биш м?чене? биш башы). карый).
  1. Кара…(кара, кара карга кырга
  1. Абагага… (бага, бага,
    Башым б?рдем баганага). каркылдаша).
  1. Кара…(кара, кара, карга каррык-каррык

4. Вопрос от дедушки и бабушки Родиона:

– Многие из вас на лето едут в деревню отдыхать. Вы там увидите домашних животных. Мы хотим услышать, что вы знаете о них: чем они питаются, какую приносят пользу.

  1. Ду?гыз ит бир?. Свинья дает мясо.
  2. Эт йорт саклый. Собака охраняет дом.
  3. Ат ипи, ?л?н ашый. Лошадь ест хлеб, траву.
  4. Сарык йомшак йон бир?. Овца дает мягкую шерсть.

5. Задание от старшего воспитателя Фариды Илтотаровны.

– Соберите пазлы с изображением птиц, назовите птиц и их части тела на татарском языке.

(Каргаворона, кызылт?ш – снегирь, чыпчык – воробей).
(Томшык – клюв, канат – крылья, койрык – хвост, к?зл?р – глаза, борын – нос, аяклар – лапки).

6. Вопрос от нашего эколога Светланы Владимировны.

– Что любят есть лесные звери, составьте предложения на татарском языке по символическим карточкам.

  1. Керпе г?мб?, ?ил?к ярата. Ежик любит грибы, ягоды.
  2. Аю ?ил?к, бал ашый. Медведь ест ягоды, мед.
  3. Тиен чикл?век, г?мб? ярата. Белка любит орешки, грибы.
  4. Куян т?г?р?к к?бест? кимер?. Заяц грызет круглую капусту.

7. Задание от поваров нашего детского сада.

– Переведите предложения

“Кто что делает?” (“Кем н?рс? эшли?”)

  1. Мама варит суп. ?ни аш пешер?.
  2. Сестра ест мясо. Апа ит ашый.
  3. Брат пьет чай. Абый ч?й эч?.
  4. Дедушка пьет чай с хлебом. Бабай ипи бел?н ч?й эч?.
  5. Бабушка ставит тарелку. ?би т?линк? куя.

8. Вопрос от медсестры Любовь Васильевны.

– Круглый год я вас лечу витаминами, беспокоюсь о вашем здоровье. Для вас у меня дидактическая игра “Где живут витамины?”. Соберите пазлы с изображениями овощей и фруктов, назовите их на татарском языке.

9. Вопрос от машиниста по стирке белья Фании Мунировны. Она интересуется, умеете ли вы чисто стирать одежду и красиво одеваться.

  1. Мин кызыл к?лм?к юам. Я стираю красное платье.
  2. ?ни башлык, биял?й кия. Мама одевает шапку, варежки.
  3. Апа к?лм?к, чалбар юа. Сестра стирает платье, брюки.
  4. ?би тун, итек кия. Бабушка одевает шубу, валенки.

10. Вопрос от Гульнары Марсиловны, воспитателя по изодеятельности. – Сколько цветов в радуге, назовите их по-татарски.

В радуге семь цветов – ?иде т?с.

Красный – кызыл,
оранжевый – кызыл – сары,
желтый – сары,
зеленый – яшел,
голубой – з??г?рсу,
синий – з??г?р,
фиолетовый – ш?м?х?.

Воспитатель: Мы ответили на все вопросы, присланные нам. В итоге дети выиграли со счетом 10:0. Вы показали хорошие знания по татарскому языку, благодарю за активную игру.