Интегрированные занятия для детей с общим недоразвитием речи: развитие речи + музыка


Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Саратов театральный»

Программное содержание. Углублять знания детей о родном городе, познакомить с театрами Саратова. Формировать представления детей о многообразии театрального искусства. Воспитывать любовь и интерес к культурному наследию города и пробуждать желание посещать различные театры. Продолжать формировать творческие проявления детей в разных видах речевой и музыкальной деятельности.

Оборудование. Иллюстрации с изображением театров г. Саратова, макет автобуса, театральные маски (трагические и комические) на каждого ребенка, перчаточные куклы, карточки с изображением оперных и балетных героев, фишки, музыкальный центр, диски, кассеты.

Ход занятия

Дети входят в зал, учитель-логопед обращает их внимание на демонстрационные картинки с достопримечательностями родного города.

Учитель-логопед:Как называется город, в котором мы живем? На Какой великой реке он стоит?

Я вижу с горы Соколовой великой реки берега
И крыши домов деревянных, и статных церквей купола.
Меня привлекают проспекты и улочек тихих дворы,
Театры, музеи и скверы, и смех озорной детворы. (С.В. Пугачева)

Наш город очень большой и красивый, в нем много улиц и проспектов, домов, памятников и музеев, заводов и фабрик. Вы уже много знаете о нашем городе. Ответьте, как называется главная площадь нашего города? (Театральная). А почему она так называется? (Рядом находится театр оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского).
Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с Саратовом театральным и посетить театры нашего города. Сейчас я позвоню и попрошу прислать нам туристический автобус.

Звучит пьеса М. Раухвергера «Автобус».

Учитель-логопед:Ну, вот, автобус прибыл, давайте рассаживаться по местам (дети занимают места в «автобусе»). Почему автобус не отправляется?

Голос в аудиозаписи: «Наш автобус непростой, чтобы начать движение, вы должны выполнить задание. задание первое: выделите первый звук в названии вашего города». (Дети выполняют задание).

Звучит пьеса М. Раухвергера «Автобус».

Учитель-логопед:Мы с вами приехали к театру юного зрителя, первому профессиональному детскому театру. Он носит имя Ю.П. Киселева, который много лет руководил этим театром. В репертуаре театра спектакли для малышей, подростков и даже взрослых. Войдем в него.

Детей встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель:Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, куда пришли? (Дети отвечают). В репертуаре нашего театра много сказок. А любите ли вы сказки? Назовите своих любимых сказочных героев (дети называют). Предлагаю вам отгадать музыкальную загадку: послушайте пьесу П.И. Чайковского из «Детского альбома» и вспомните, как она называется?

Звучит пьеса из «Детского альбома» П.Чайковского «Баба-Яга», дети называют произведение. Появляется ребенок в костюме Бабы-Яги и предлагает детям поиграть в игру «Зеркало». (Дети выполняют все движения Бабы-Яги под песню «Бабка-Ежка» Т.Морозовой).

Учитель-логопед:Спасибо за веселую игру, Баба-Яга, а нас ждет автобус для продолжения экскурсии. (Дети занимают места в «автобусе»).

Голос в аудиозаписи:«Задание второе. Автобус отправится, если каждый из вас придумает слово, которое начинается со звука «с». (Дети выполняют задание).

Звучит пьеса М. Раухвергера «Автобус»

Учитель-логопед: Перед нами театр драмы. Слово «драма» означает действие. В этом театре ставят спектакли разных жанров: комедия, трагедия, драма, мелодрама. Давайте войдем в театр, нас уже ждут.

Детей встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: Ребята,как вы думаете, чем отличается комедия от трагедии? Я предлагаю каждому из вас по две театральных маски (дети рассматривают их). Чем они отличаются? (Веселая и грустная, радостная и печальная, трагическая и комическая). Вам нужно выполнить задание: определите настроение музыки и выберите соответствующую этому настроению маску. (Дети выполняют задание).

Учитель-логопед:Ребята, артисты театров должны уметь красиво и четко говорить со сцены. Они выполняют много упражнений, проговаривают скороговорки. Давайте и мы с вами поупражняемся.

Дети с музыкальным сопровождением проговаривают сначала в умеренном темпе, а затем, ускоряя его, скороговорку «Везет Санька Соньку» сл. народные, муз. В. Усачевой

Наша экскурсия продолжается. (Дети занимают места в «автобусе»).

Голос в аудиозаписи:«Задание третье: автобус отправится, если каждый из вас придумает слово, в котором звук «с» находится в середине. (Дети выполняют задание).

Звучит пьеса М. Раухвергера «Автобус»

Учитель-логопед:Автобус нас привез к кукольному театру «Теремок». В старой России не было кукольных театров, и бродячие кукольники, акробаты и фокусники давали маленькие представления на ярмарках, на бульварах и городских дворах. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. Доставалось от него и доктору, который не умел лечить, и обманщику-торговцу. В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Выходит Петрушка (музыкальный руководитель).

Петрушка:

Привет, привет, мои друзья,
Петрушкой все зовут меня!
Пошли артисты отдыхать,
А мне сказали разобрать
По разным сказкам кукол этих,
Так помогите же мне, дети. [3]

Петрушка подносит корзину, где куклы из разных сказок. Дети их разбирают («Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три поросенка»). Петрушка предлагает детям разыграть отрывок из кукольного спектакля «Три поросенка» (куклы перчаточные).

Учитель-логопед:Нам нужно торопиться, мы с вами отправляемся на Театральную площадь. В какой театр мы с вами едем? (Театр оперы и балета). (Дети занимают места в «автобусе»).

Голос в аудиозаписи: «Задание четвертое: автобус отправится, если каждый из вас назовет имена детей, где встречается звук «с». (Дети выполняют задание).

Звучит пьеса М. Раухвергера «Автобус»

Учитель-логопед: Театр оперы и балета имени Н.Г.Чернышевского первый театр, который появился в нашем городе.

Музыкальный руководитель:Ребята, чем оперные и балетные спектакли отличаются от других? Чем опера отличается от балета? Что их объединяет? (Дети отвечают). Предлагаю вам игру «Угадай-ка». Вы много слушали музыкальных фрагментов из балетов-сказок П.Чайковского, С. Прокофьева, опер М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, и я думаю, что вы без труда узнаете эту музыку, а изображения героев этих произведений помогут вам. Нужно после прослушивания отрывков закрывать фишками эти изображения на своих карточках.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка».

Музыкальный руководитель: А сейчас мы все превратимся в артистов балета, будем танцевать под волшебную музыку П.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». (Во время исполнения дети проговаривают заранее выученные слова)

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок. [1]

Танцевальная импровизация

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, ребята, настоящие артисты! Может быть кто-то из вас, когда вырастет, станет известным артистом, как наши земляки: О.Табаков, О.Янковский, Е.Миронов и др. Они бывают в нашем городе и с благодарностью о нем вспоминают. Л.Сметанников – солист нашего театра оперы и балета тоже прославил Саратов своим творчеством.

Учитель-логопед:Как быстро пролетело время, нам пора возвращаться в детский сад. А пока мы едем, будем составлять предложения из слов, которые я назову.

  • Жить, мы, Саратов, в.
  • Саратов, Волга, река, стоять, на.
  • Саратов, много, в, театров.
  • Город, родной, Саратов, мой.

Учитель-логопед: Вот мы и приехали в детский сад. Что вам понравилось во время экскурсии? В каком театре вы бы хотели побывать вместе с родителями?

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ОНР «Вечер в семье»

Программное содержание. Продолжить формировать представления детей о семье, обобщить знания о членах семьи. Совершенствовать умение составлять предложения по картинке, согласовывая все члены предложения. Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, прививать духовно-нравственные ценности через различные виды музыкальной и речевой деятельности.

Оборудование. Семейные фотографии, сюжетная картинка «Семья», карточки с изображениями каждого члена семьи в действии; нарисованный на ватмане платок (разрезан на части); павловопосадские платки, музыкальный центр, диски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель-логопед: Ребята, у каждого из вас есть семья. Назовите членов своей семьи. (Примерные ответы: я живу с мамой и папой, я живу с мамой и бабушкой и т.д.).
Вечером все приходят домой. Кто вернулся с работы, кто пришел со школы, из детского сада. Вся семья собирается вместе. (На доску выставляется сюжетная картинка «Семья»). Перечислите членов этой семьи. (Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь). Сегодня мы с вами представим, как проходит вечер в этой семье. Подумайте, о ком из членов семьи вы бы хотели рассказать. Подойдите к столу и возьмите карточку с изображением выбранного вами члена семьи. Рассмотрите ее внимательно и расскажите, кто, чем занят.

Дети рассматривают свои карточки.

Учитель-логопед:Наступил вечер. Вся семья: мама, папа, бабушка, дедушка, сын и дочь собрались дома.

Выходит ребенок, составляет предложение о маме: Мама печет вкусные сладкие пирожки (карточка выставляется на доску).

Учитель-логопед:Что еще может делать мама? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Ребята, послушаем пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Мама». (Слушают). Как звучит музыка? Какое у нее настроение? Что вы чувствуете, слушая эту пьесу? (Дети отвечают).

Музыкальный руководитель: Правильно, эта музыка такая же нежная, как руки мамы, как ее голос.

Выходит ребенок, составляет предложение о папе: Папа пришел с работы и помогает делать дочери домашнее задание (карточка выставляется на доску).

Учитель-логопед: А чем вы любите заниматься вместе с папой? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Много песен нами спето о маме, а сегодня мы исполним песню о папе.

Песня «Про папу» муз. И Рыбкиной, сл. неизвестного автора. Выходит ребенок и составляет предложение о бабушке: Бабушка читает внуку интересную сказку (карточка выставляется на доску).

Учитель-логопед:Бабушка, она какая? (Ответы детей). Давайте подарим бабушке яркий красивый платок. (Игра «Составь из частей целое», дети собирают части платка нарисованные на ватмане, образуя орнамент).

Музыкальный руководитель: Какой красивый у нас получился платок. Ребята, исполним танец с платками.

Танец с павловопосадскими платками (русская народная песня «Коробейники»)

Выходит ребенок, составляет предложение о дедушке: Дедушка ремонтирует сломанную игрушку для внука (карточка выставляется на доску).

Учитель-логопед: Что может еще делать дедушка? (Ответы детей). Давайте расскажем стихи о дедушке.

Дети рассказывают стихи.

Выходят дети, составляют предложения о сыне и дочери: Дочка вместе с папой делает домашнее задание. Сын слушает интересную сказку, которую читает бабушка.

Музыкальный руководитель: Все дети очень любят играть, и мы поиграем в музыкальную игру «Если нравится тебе».

Проводится игра «Если нравится тебе»

Учитель-логопед: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Предлагаю вам игру «Скажи со словом «семейный»». Я буду говорить слова, а вы повторять их, но только вместе со словом «семейный»: альбом – (семейный альбом), праздники – (семейные праздники). [2]
А сейчас подойдите к нашей фотовыставке. Давайте рассмотрим фотографии. Где, чья семья?

Дети представляют свои фотографии. Кратко рассказывают о них.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами знаем «Песенку о счастье», в которой говорится о том, что счастье – быть радом с мамой и папой. Исполним ее.

Дети исполняют «Песенку о счастье» муз. И Дубовик, сл. Хайруллина.

Учитель-логопед:Как хорошо, что у каждого из нас есть семья, где нас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Любите своих близких и никогда их не огорчайте!

Интегрированное занятие в младшей группе для детей с ОНР «Зайчик потерялся»

Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на образ зайчика, учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, стихотворений, пение и движения. Активизировать словарь детей по теме, формировать грамматический строй речи (обучение пониманию и употреблению в речи простых предлогов: на, под, за). Воспитывать бережное отношение к живой природе, чувство сопереживания и заботы.

Оборудование. Игрушки: зайчик, зайчиха, муляжи овощей, музыкальные молоточки, барабанчики, дерево.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под звучание пьесы Г.Свиридова «Грустный дождик»

Музыкальный руководитель:Послушайте, ребята, нас встречает музыка. Какая она? (Грустная). Что же случилось?

Учитель-логопед: Посмотрите, маленький зайчонок. Один сидит, ушки повисли. Почему, ты зайчонок, такой грустный? (Логопед берет игрушку в руки, наклоняется к ней, слушает). Ребята, зайчик мне сказал, что он потерялся. Ему одному страшно, холодно и голодно. Давайте ему поможем, накормим его. Чем мы угостим зайчика? (Ответы детей). Давайте выберем из корзинки овощи, которые любит зайчик.

Проводится игра «Овощи для зайки». (Дети выбирают из корзины морковь и капусту, угощают зайчика)

Музыкальный руководитель: Зайчику понравилось ваше угощение. Вспомним песенку, которая тоже рассказывает о том, что заинька любит грызть морковку и капусту.

Дети исполняют песню «В огороде заинька» сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой

Учитель-логопед: Мы знаем о зайке не только песенки, но и стихи. Сейчас Ваня и Юля прочтут нам два разных стихотворения, а вы ребята, скажите, в каком стихотворении зайчик грустный, а в каком веселый.

Звучит стихотворение А.Барто «Зайку бросила хозяйка» и Пилипенко Л.В. «Зайка». [5]

Учитель-логопед: Зайчик, тебе понравились стихи? (Наклоняется к игрушке, слушает). Зайке понравились ваши стихи. Ребята, а вы знаете, что умеет делать зайка? (Примерные ответы: грызть морковку, бегать, прыгать, скакать, ушами шевелить).

Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зайки идут в гости».

Проводиться игра с музыкальным сопровождением «Зайки идут в гости» [4].

Музыкальный руководитель: Как развеселился наш зайчик!

Учитель-логопед наклоняется к зайчику: Зайчику очень весело, он говорит: «Я зайчик-попрыгайчик, дайте мне мой барабанчик». А где у нас барабаны? (Дети подходят к барабанчикам).

Звучит русская народная песня «Ах вы, сени», дети подыгрывают на барабанчиках.

Учитель-логопед:Ребята, где сидит наш зайка?

Дети: На стульчике.

Учитель-логопед: Ваня, посади зайчика под дерево. (Ваня выполняет задание). Ваня, где сидит сейчас зайчик? (Ваня: «Под деревом»). Юля, посади зайчика за дерево. (Юля выполняет задание). Где сидит сейчас зайчик? (Юля: «За деревом»). Саша, посади зайчика на стул. (Саша выполняет задание). Где сидит зайчик? (Саша: «На стуле»).

Раздается стук в дверь.

Учитель-логопед: Кто стучит в дверь?

Заходит музыкальный руководитель с большой игрушкой «зайчихой»

Музыкальный руководитель (зайчиха):Здравствуйте, ребята! У меня большое горе, мой сыночек-зайчонок потерялся. К вам он не забегал? Где он?

Дети: Вот он!

Музыкальный руководитель (зайчиха): Какая радость! Нашелся мой зайчик. Я хочу с вами, ребятки, потанцевать.

Пляска-импровизация на темы русских народных песен.

Учитель-логопед:Ребята, кому мы сегодня помогали? Что мы для зайчика сделали? (Дети отвечают). Спасибо, ребятки! Попрощаемся с зайчиком и зайчихой!

Список используемой литературы:

1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителей / сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.
2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей 1 и 2. / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: «Баланс», 1999. //Серия «Свободный ум».
3. Морозова Е.И. Осенние праздники в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
4. Музыкальные игры и пляски в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Изд. 2-е исправленное и дополненное / сост.: Е.Е. Каява, Л.Н. Кондрашова, С.Д. Руднева
5. Пилипенко Л.В. Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ. Стихи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
6. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М. Педагогика, 1990.