Интегрированное занятие: "В царстве линий зимнего леса"


Ход занятия

Звучит музыка Вивальди "Зима". Часть II. Педагог входит с лентой в руке, выполняя движения с лентой.

Дети: Фея, волшебница, метель, ленточка...

Педагог: А на что похожа ленточка?

Дети: На линию...

Педагог: Разрешите пригласить вас в царство линий зимнего леса.

Дети входят в зал.

Педагог: Входишь в лес, а вокруг знакомые деревья. Гладишь рукой стволы, стволы теплые, живые. Чуть покачиваются, словно дышат... Дети, встаньте там, где растет ваше дерево (дети расходятся по залу). Вершины деревьев гудят то грозно, то ласково. Ветки деревьев переплетаются, играя своими линиями и что-то тебе рассказывают.

Этюд "Разговор веток".

Педагог: Нарисуйте движением с кем разговаривает ваше дерево.

Дети: С солнцем, с ветром, с птицами, друг с другом...

Этюд "Зимняя стужа".

Педагог читает хайку.

- Мчится, мчится стремглав
И в огонь с разбегу влетает
Расшалившийся вьюговей.

- Зимняя буря

Часто-Часто от страха моргает,
Похрустывают ветки на ветру.

Педагог: Богиня стужи пронеслась в серебряной колеснице... И своим ледяным ожерельем околдовала зимние деревья... Обмакнем кисти в белую краску и нарисуем ветки деревьев. Здесь кроется какая-то тайна. Линия играет с линией, переплетаясь и превращаясь в разные загадочные Узоры. Узоры птиц... А может быть Узоры животных?

Этюд "Что чувствует дерево?"

- Дерево стало просящее, дарующее.

- Дерево праздничное, гордое, богатырское.

Педагог: Оказывается, у наших веточек есть голос, у каждой свой, очень похожий на свою хозяйку” Послушайте их голоса, догадайтесь, где чей? Наши глаза учатся слушать вместе с Нашими ушками. Сейчас они Наши помощники. Там, где глаз плавно плывет по волне, ушко услышит легато.

Педагог играет мелодическую линию.

Дети:

- Это прямулька.

- Почему?

- Она такая тоненькая, легкая тянется

- Слушаем дальше.

- Мелодия толстая, тяжелая, линия как коряжка. Дракон.

- А это фрагмент пьесы Бетховена "Элизе".

- Это волна, она то поднимается, то опускается, плавная, медленная. Кто первый узнал голос веточки, тот удостаивается права оживить и демонстрировать веточку за теневым экраном.

У нас есть волшебное дерево, оно становится видимым, как только на него опускается музыка. Вы хотите увидеть его?

Педагог включает фрагмент "Токката" И. Баха

- Это богатырское дерево, у него крепкий ствол, оно не боится бури, оно очень сильное!

- Можно я буду скульптором и начну лепить дерево?

Дети лепят дерево, разделившись попарно, один из детей глина, другой скульптор, готовы, начинается просмотр. Каждая пара демонстрирует свое "произведение".

Педагог: Мы будем рисовать с натуры. Сначала мы будем водить кисточкой по веточке, а затем нарисуем портрет веточки (дети рисуют, вырезают деревья).

На этом наше знакомство с линией не заканчивается, мы будем находить образы наших веточек в произведениях искусства, в портретах, в чугунных узорах оград, разгадывать их музыкальный характер.