Введение дошкольников в историю народной игрушки – тряпичной куклы


Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Опыт работы показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Кроме того, организация творческой деятельности детей в рамках кружковой работы расширяет возможности подачи информации посредством игры, моделирования и проектирования детьми под руководством взрослого экспонатов народных костюмов и игрушек.

В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки.

Мною разработан образовательный проект “Народная игрушка – тряпичная кукла”, который дает представление не только бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению народной игрушки – тряпичной куклы. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее “место рождения”.

В иных избах кукол было до сотни! Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась “безликой”. Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а “безликая” считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без иголки. С пяти лет девочки изготовляли кукол сами. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.

Сейчас очень сложно осуществлять эту работу с детьми, воспитанными на телевидении и видеотехнике. А самим детям часто тяжело увидеть, как прекрасен окружающий мир. Только взрослый сможет помочь им в этом.

Детское творчество хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

В решении этих сложных задач велика роль именно родителей. Если же ребенок в семье лишен такой счастливой возможности приобщения к искусству, то теперь только от воспитателя дошкольного учреждения будет зависеть, увидят ли глаза малыша красоту в жизни, искусстве, творческой деятельности. В работе с детьми я использую разные формы и методы для ознакомления с народным искусством.

Опросы, беседы с родителями показали, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникла необходимость построить так работу по творческому труду в ДОУ, чтобы восполнить пробелы семейного воспитания. В связи с этим мною разработаны образовательные проекты, которые постепенно в игровой форме выводят ребенка в мир народного искусства, учат видеть, понимать, переживать.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое я. И если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Исходя из ранее сказанного, я пришла к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.

Разработанный мной образовательный проект дает представление не только о бытовавших в народной среде игрушках, об игровых, обрядовых куклах, куклах-оберегах, но и содержит методические рекомендации по изготовлению тряпичной куклы. (Приложение 1)

Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, – это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления (похожи на фокус – не было ничего и вдруг, появился человек), важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Для лучшего изучения этой темы с дошкольниками было разработано перспективное планирование. (Приложение 2)

Целью данного образовательного проекта:

1. Научить детей изготавливать традиционные народные куклы, познакомить с их историей и значением.

2. Обучать ребенка различным технологическим операциям и прежде всего творческому подходу.

3. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.

4. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам своей Родины.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.