Интегрированное занятие по сенсомоторному развитию с элементами нетрадиционных приемов рисования с детьми раннего возраста на тему "Путешествие по сказочной поляне"


Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ощущения дают нам представления о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира. По мнению Л. Н. Павловой, быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями содержание образования детей должно быть не узко предметным, а интегрированным.
Принцип интеграции мы реализуем в наших занятиях, имеющих комплексный характер. На занятиях активизируются разные виды деятельности.
Ходьба по сенсорной дорожке, которая сопровождается стихотворным текстом, не только радует детей, но и развивает тактильную чувствительность, рецепторов стопы и является одним из методов профилактики плоскостопия.
Особое внимание мы уделяем укреплению психоэмоционального здоровья детей. В занятии присутствуют игры в сухом бассейне. игры с шипованными массажными мячами, действуют успокаивающе, а также обогащают сенсорный опыт детей.
Основную цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми – это не только обогащать сенсорный опыт детей, но и научить мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения обобщения.
В игре «Нарядим елочку шишками» у детей формируется трехпальцевый захват, развивается целенаправленность и координация движений.
Действуя с сенсорной пирамидой «Теремок», дети учатся находить место вкладышу, обнаруживая взаимосвязь различных предметов между собой, учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Любые игровые методы обладают комплексным воспитательным воздействием и приносят эмоциональное удовлетворение. На занятии, украшая фартук для Матрешки, дети ознакомились с цветом, пальчиковым рисованием, проявили интерес и активность, что способствовало художественно-эстетическому развитию детей.
Следовательно, интегрированные занятия помогают организовать деятельность детей, делают её систематической и разносторонней, а значит, в полной мере развивают интеллектуальные возможности детей.

Программное содержание:

  • Учить детей  находить соответствующие детали-вкладыши, выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – величину и форму.
  • Познакомить с пальчиковым рисованием.
  • Совершенствовать моторику пальцев при действии с предметами угловатой формы.
  • Развивать целенаправленность движений, трехпальцевый захват, тактильную чувствительность, рецепторов стопы, координацию движения.
  • Воспитывать чувство сотрудничества, самостоятельность в действии с предметами.

Материал и оборудование:

Сухой бассейн, сенсорная дорожка, дорожка на координацию движения, декорации «Елочка», «Домик», корзинка с массажными шипованными мячами, желтые и красные шишки с прикрепленными скрепками,  силуэт фартука из бумаги, краски-гуашь, салфетки, сенсорная пирамида «Теремок», воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочной поляне. Посмотрите, вот тропинка. Пойдем по тропинке и посмотрим, куда же она нас приведет?
Дети идут по массажной дорожке. Действия детей словесно сопровождаются.

Топотушки, топ-топ-топ                                           Дети идут друг за другом.
Мы шагаем дружно.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
По камешкам, по камешкам,                                   Дети идут по камешкам
По маленьким пенечкам,                                           
Шагают наши ножки.
Вот сейчас мы протопчем
По песку дорожку.                                                    Дети идут по наполнителю с песком.
И колечки начертим
Кругленькие ножкой,                                               Дети идут по извилистому шнуру.
Покружимся как мотыльки                                      Кружаться на месте.
Сядем на купавку.                                                     Присаживаются на корточки,
И погладим нежно мы
пальчиками травку.                                                   гладят ладошкой массажный коврик.
Солнышком посыпем мы                                         Встают и «посыпают», как крупой все вокруг.
Все вокруг, что знаем. 
Вот, как мы, дружно все шагаем.

Дети с воспитателем подходят к декорации «Елочка».

Воспитатель. Посмотрите дети, на полянке елочка растет, а под елочкой много шишек, да какие они необычные, цветные: красные, желтые. Вот это красная шишка. Какого цвета эта шишка? (Ответы детей). А это желтого цвета шишка. Какого цвета эта шишка? (Ответы детей). Давайте украсим елочку шишками. На каждой шишке есть крючочек (скрепка), нужно крючочек продеть в петельку на елочке. Вот так. (Воспитатель показывает, вешает шишку на елку).

Проводится игра «Нарядим елочку».

Воспитатель. Какая чудесная елочка получилась! Дети, посмотрите, что еще под елочкой в корзине лежит. (Воспитатель раздает детям массажные шипованные мячики). Ребятки, сядем, отдохнем и дальше, потом пойдем.

Расслабляющее упражнение «Мячики»

Тише, тише мяч не торопись,            Дети сидят на ковре
Ты по ручкам прокатись                    Прокатывают мяч по одной, затем по другой руке.
Ты по ножкам прокатись.                  Прокатывают мяч по ножкам.
И обратно возвратись.

Воспитатель. Вот мы и отдохнули, встаем дружно на ножки. Посмотрите, (воспитатель показывает на сухой бассейн) здесь, ребятки не пройти, большое озеро у нас на пути. В нем можно искупаться и перейти на другой берег.

Проводятся упражнения в сухом бассейне «Водный велосипед», «Лодочка».

В лодочке мы плывем, нас волна качает,       Дети покачиваются из стороны в сторону,
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет,          перебирают ручками шарики.
А куда мы приплывем, только водичка знает.

Воспитатель. Вот мы и переплыли озеро. Посмотрите, дети (воспитатель показывает на сенсорную пирамиду «Теремок»).

На опушке лесной
Стоит домик расписной,
Может белкин или мишкин,
А может это дом зайчишкин?

Проводится игра «Закрой окошечки»

Воспитатель. Кто в теремочке живет? (Дети называют героев сказки).
Дети с воспитателем подходят к декорации «Домику» из окна выглядывает грустная Матрешка,  она сообщает детям, решила сшить матрешка себе фартук, а ткань только белая оказалась. Предложить детям украсить фартук для Матрешки. Показ и объяснение пальчикового рисования.

Матрешка.

Я веселая матрешка,
Все скучала у окошка,
Не хочу одна скучать,
Можно с вами потанцевать.

Матрешка раздает детям воздушные шарики.

Все по шарику возьмем
И станцуем и споем,
На полянке песенка звенит,
Деток наших веселит.

Воспитатель. Дети, понравилось вам путешествовать по сказочной поляне? Попрощаемся с Матрешкой и пора нам возвращаться в детский сад.

Топотушки, топ-топ-топ
Мы шагаем дружно.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.

Итог занятия