Интегрированное занятие по Основам безопасности жизнедеятельности для старшего дошкольного возраста


Программное содержание.

Уточнить знания детей о ядовитых ягодах и грибах. Дать представление о правилах поведения во время купания, во время грозы. Познакомить детей с правилами общения с домашними животными, довести до понятия детей, чем они могут быть опасны.

Закрепить знания детей о поведении в лесу, учить детей правильно ориентироваться в нем. Расширить кругозор детей, знания об окружающем мире, развивать разговорную речь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением съедобных и ядовитых ягод, муляжи съедобных и ядовитых грибов. Картинки с изображением домашних и диких животных.

Ход занятия

1. Дети, на прошлом занятии мы подробно познакомились с тем, какое огромное значение для человека имеют растения и животные. Но в природе встречается много опасностей: землетрясения, наводнения, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями, и к счастью, происходит нечасто. Но даже в лесу, в котором вы уже были не раз, человека подстерегает множество опасностей. Какие это опасности? Вот с этим мы сегодня и познакомимся.

Назовите лесные ягоды, какие вы знаете.

– Земляника лесная, клубника, черника, костяника, и т.д.

2. Кроме съедобных ягод есть и ядовитые. Посмотрите на иллюстрацию: это “вороний глаз” – похож на чернику, а “волчье лыко” – на бруснику. Эти ягоды не только нельзя есть, к ним даже притрагиваться опасно.

Запомните правила: собирай только знакомые ягоды, ни в коем случае не пробуй незнакомые, всегда спрашивай у взрослых съедобны ли они, и конечно, старайся запомнить, какие ягоды съедобные.

Дети, а что же такое грибы?
Это тоже растения, только по внешнему виду они отличаются от растений. Вместо корней у них грибница, она в почве, а на верху – ножка и шляпка.

Перечислите съедобные грибы.

– Подберезовик, подосиновик, дубовик, маслята, опята, и т.д.

Чаще всего грибы названы по имени тех деревьев, под которыми они растут. При сборе грибов нельзя их вытаскивать из земли, надо срезать ножку аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Кроме съедобных грибов, в природе встречаются и ядовитые. Какие?

– Мухомор, бледная поганка, ложные опята.

Правила сбора грибов такие же, как и ягод: то есть собирать только знакомые грибы.

Рассматривание муляжей и цветных иллюстраций с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Дидактическая игра “Назови ягоду”.

Чтение стихотворения “Вкусный суп”.

Ведьма суп варить решила
Змей сушеных покрошила
Развела большой костер
И поставила котел
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены
Волчьих ягод полкорзины,
И отличной свежей тины
Супчик вышел – то, что надо,
Целых двадцать литров яда.

Дети, есть еще виды грибов – споры (семена), которые разносятся с пылью, и вызывают заболевания. Например, лишай на теле, белый налет во рту, парша на яблоках, зеленоватый налет на фруктах – это тоже грибы, грибы-паразиты.

Вам все интересно, и вы очень часто соприкасаетесь с животными. Животных надо любить, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны.

– Каких домашних животных вы знаете?
– Корова, свинья, кошка, собака, и т.д., их называют домашними потому, что они живут дома, за ними ухаживает человек.
– Назовите диких животных.
– Волк, медведь, лиса, тигр, лось, олень.

Они живут в лесу, и мы их видим только в зоопарке. Но на улице вы видите очень много бродячих собак, кошек, за ними никто не ухаживает, они брошены и могут быть переносчиками инфекционных заболеваний. Поэтому существуют правила общения с животными, послушайте и постарайтесь запомнить их:

  1. Если боитесь собаки, никогда этого не показывайте, собака может это почувствовать и напасть.
  2. Нельзя убегать от собаки, она может принять бегущего человека за дичь, и поохотиться.
  3. Если тебе хочется погладить собаку, спроси разрешения у ее хозяина.
  4. Не трогай чужих собак, когда они едят или спят.
  5. Нельзя подходить к собаке, сидящей на привязи, трогать щенков, пытаться отобрать предмет, с которым собака играет.
  6. Помни, что помахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.

Все эти правила вы должны знать!

Кошки иногда тоже могут быть опасны. Что они могут сделать?

– Они могут поцарапать и покусать. Надо помнить, что от кошек и от собак людям передаются болезни – лишай, чесотка, бешенство.

Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От этого можно даже умереть. Запомните правила общения с кошками и собаками:

  1. Как только погладишь кошку или собаку, обязательно вымой руки с мылом.
  2. Если укусит собака или кошка, сразу расскажи об этом родителям, чтобы они немедленно отвели тебя к врачу.

– Дети, у кого из вас есть кошка или собака? Расскажите интересный случай, связанный с ними.

В городе нет коров, а если вы встретите их в деревне или на даче, то знайте, что корова тоже может быть опасной. А чем, вы знаете?

– Она может забодать рогами, сильно стукнуть ногами.

Запомните правила:

  1. Нельзя подходить к чужим коровам или быку.
  2. Встретив на пути стадо коров, обойди его.
  3. Будьте осторожны с телятами, у них чешутся рожки, они могут нанести ими серьезную травму.

Нам дает здоровье
Молоко коровье
Но если хочешь быть здоровым,
То не подходи к коровам!

Физкультминутка.

– Дети, а вы любите купаться?
– Да!
– Как называется река, которая протекает в нашем городе?
– Река Москва
– Вы ходили с родителями на пляж купаться и загорать? В какое время года?
– Летом!
– Да, конечно, всем нам хочется в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке. Но перед тем, как войти в воду, надо помнить о правилах поведения в воде.

  1. Во-первых, вам одним, без взрослых вообще ходить туда нельзя!
  2. Нельзя стоять, играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду (мост, берег).
  3. Нельзя заходить глубоко, если не умеешь плавать. Или плаваешь плохо, ни в коем случае нельзя нырять!
  4. Нельзя плавать на самодельных плотах, подплывать к судам.
  5. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах, он может сдуваться, ты можешь вместе с ним пойти ко дну.

Вам всем можно купаться только с родителями, и если вы будете соблюдать правила поведения на воде, то до плохого дело не дойдет!

Вспомнить с детьми рассказ “Как неразлучные друзья в воде не тонули”

Вопросы к детям:

– Куда пошли Медвежонок, Лиса и Зайчонок без разрешения взрослых?
– Какие правила поведения назвал им Аист?
– Что придумал Аист, чтобы развеселить зверят?

Выучить пословицу “Не зная броду, не суйся в воду”.

– Дети, а что такое молния?
– Это электронный разряд, пронизывающий небо во время грозы. Молния бывает в сильный дождь, и если гроза застанет вас в воде, немедленно выходите на берег. Если молния попадет в водоем, можно пострадать. Нельзя во время грозы прятаться под отдельно стоящие деревья, под высокие деревья, в них чаще попадает молния. Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.

(Рассматривание с детьми картинок с изображением о том, что нельзя во время грозы стоять под деревьями).

Вопросы к детям:

– Правильно ли поступают ребята? Почему?
– Кто из ребят рискует пострадать от молнии?

Зачитать детям стихотворение Ф. И. Тютчева “Люблю грозу в начале мая”.

Как видите, существует немало правил, которые необходимо знать. Как только наступает тепло, многим хочется побывать в лесу. Не зная лес, и не умея правильно ориентироваться, в лесу можно заблудиться, поэтому одному ходить в лес нельзя. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей из вида, кричи громко, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Когда вы заблудитесь в темном лесу,
И встретите злую сову,
Вы крикните только погромче: “Ау!”
И вам отзовется “Ау!”

Если вдруг заблудитесь, не поддавайтесь панике, надо присесть и прислушаться к звукам, нужно идти на шум машин, поездов и другие звуки. Если звук становится громче – значит идете правильно.

Очень страшная опасность – это пожар в лесу.

Без взрослых разводить костер нельзя! Разводить костер следует только у водоема. Покидая место отдыха, костер необходимо тщательно затушить, залить водой, чтобы прекратить всякое тление. Если вблизи нет воды, нужно затоптать остатки костра или засыпать их землей, или сырым дерном, чтобы исчез даже небольшой дымок.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегайте из леса, старайтесь бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Обязательно скажите взрослым о пожаре в лесу!

Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!

Литература.

  1. А. Усачев, А. Березин “Основы безопасности жизнедеятельности”.
  2. Д. И. Трайтак “Книга для чтения по ботанике”.
  3. Ф. И. Тютче “Сборник стихов”.