Валеологическое образование детей дошкольного возраста. Конспект занятия "Спасательная миссия «Путешествие в микромир»"


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (177,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. Сухомлинский

Уважаемые педагоги!

Кто из нас не мечтает быть здоровым? Но как сохранить и чем измерить этот драгоценный, убывающий с годами дар природы? Многие ученые отличают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. От степени устойчивости организма и зависит его здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом своей собственной судьбы и судьбы своей страны.

Когда впервые детям задаешь вопрос: "что же самое дорогое и ценное в жизни человека, то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками.» - «А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Однако очевидно, подобные высказывания детей не являются их убеждением. Ценности, названные ими, определены нами, взрослыми. Они видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, прикладываем все усилия для их накопления, Детство-это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства" ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Как это ни печально, но здоровье подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. С каждым годом растет число детей, страдающих различными заболеваниями. Статистика свидетельствует, что большинство детей сразу же после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Безусловно, это связанно с социально - экономическими процессами, происходящими в нашей стране. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как и его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьей, воспитания.

Из вышесказанного видно, что существует две проблемы: первая – низкий уровень здоровья детей, вторая – недостаток их валеологических знаний.

Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься.». Руководствуясь этим девизом я решила начать работу по разработке конспектов занятий валеологической направленности и сопроводительных медиа-материалов.

Предлагаемые комплекты помогут педагогу привлечь внимания детей к своему телу, пробуждению интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, зависимости между состоянием организма и жизнью человека.

Они нацелены на обеспечение реальной организационной поддержки педагогу в проведении развивающих занятий с детьми.

Конспект познавательного занятия «Спасательная миссия. Путешествие в микромир»

Задачи:

  • Обобщить и конкретизировать знания детей о строении тела человека, функциях и значении отдельных органов.
  • Развивать любознательность, расширить кругозор детей.
  • Подвести к пониманию значения бережного отношения к своему организму и правильного ухода за ним.

Оборудование:

  1. Шапочки для детей (по количеству детей)
  2. Стаканчики с растворами (соленый, сладкий, кислый, горький)- 20 штук
  3. Ватные палочки- 20 штук
  4. «киндерсюрпризные емкости» (№1, №2, №3), содержащие пахучие вещества (чеснок, лимон, духи и др.),
  5. Картинки с изображением продуктов, предметов соответствующего запаха (чеснок, лимон, духи
  6. Презентация, мультимедийный проектор, экран, электронная «Большая детская энциклопедия» 

ХОД ЗАНЯТИЯ 

(щелчок мыши). Ребята, сегодня утром нам в детский сад по электронной почте пришло сообщение. (щелчок мыши) Заболел маленький мальчик Кирюша. Он еще не умеет говорить, поэтому никто не знает как ему помочь, и от чего его лечить.

Что же делать? Как помочь мальчику (ответы детей)

Мне кажется я знаю. Я предлагаю проникнуть в эту тайну и совершить воображаемое увлекательное путешествие по человеческому организму. С помощью волшебных шапочек мы уменьшимся до микроскопических размеров. Нужно пробраться в головной мозг и выяснить, какой орган у Кирюши не здоров.

Головной мозг (находится у нас в голове) - самый главный помощник человека. Он строгий, но добрый и внимательный, и очень умный. В каждой точке человеческого организма находятся разведчики головного мозга, которые все видят, слышат, чувствуют и постоянно передают в мозг сообщения о состоянии определенного участка или органа нашего тела. Мозг человека мгновенно принимает решения и одновременно отвечает на все сигналы. Наше тело с радостью подчиняется ого приказам, и благодаря этому сохраняются жизнь и здоровье человека.

(щелчок мыши) Вы готовы? Тогда на счет 3 одеваем шапочки. (щелчок мыши) 1, 2, 3- уменьшаюсь, уменьшаюсь… теперь я вижу, все перевоплотились. Слушай мою команду: (щелчок мыши) Приготовились… Вперед! (щелчок мыши) залетаем в рот, пока он широко открыт. (щелчок мыши) Кажется, прибыли.

РОТ

Похоже на нашем пути препятствие. Наверное, чтобы проход в горло открылся необходимо выполнить задание. Я, кажется, догадалась! (щелчок мыши)

Как известно наш язык помогает нам определять вкус пищи. На нашем языке есть особые бугорки «вкусовые сосочки». Давайте попробуем определить, где живут «сладкие сосочки», «соленые сосочки», «кислые сосочки», «горькие сосочки».

Опыт «Вкусовые зоны языка»

Цель: определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Оборудование: 4 стаканчика с растворами (соленый, сладкий, кислый, горький), ватные палочки.

Ход эксперимента:

Сядьте лицом друг к другу. Те, кто сидят слева, будут учеными, кто справа -испытуемыми.

Проверим, поняли ли вы задание. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытуемым? Правильно. Слушайте внимательно, задание сложное. Испытуемый ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят 4 раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает конец, в раствор и прикладывает его к разным частям языка испытуемого: к кончику, к спинке, к боковой поверхности. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. И одновременно запомнить какая часть языка помогла определить вкус. Надо проверить все 4 раствора.

Итак, ученые, работайте: берите спичку, опускайте ее в раствор, прикасайтесь к языку испытуемого. Не забудьте: одну и ту же спичку нельзя использовать два раза (дети выполняют задание).

Ну что, справились с заданием? Тогда давайте вместе решим задачу.

- Куда необходимо поместить сладкий попкорн? (На кончик языка. Потому что там живут «Сладкие сосочки») (щелчок мыши)

- Куда необходимо поместить горький лук? (К основанию языка. Потому что там живут «горькие сосочки») (щелчок мыши)

- Куда необходимо поместить кислый лимон? (К боковой части языка. Потому что там живут «кислые сосочки») (щелчок мыши)

- Куда необходимо поместить соленый сыр? (К боковой части языка. Потому что там живут «соленые сосочки») (щелчок мыши)

Молодцы! Справились с заданием! (щелчок мыши) Посмотрите, проход открылся! (щелчок мыши)Двигаемся вперед! (щелчок мыши 3 раза)

НОС

(щелчок мыши) Интересно? (щелчок мыши) Куда же мы попали? Ребята, вы догадались? (Предположения детей) Конечно это нос. А скажите мне пожалуйста:

- зачем человеку нос? (Ответы детей: участвует в дыхании, помогает распознавать запахи).

- что происходит с воздухом когда он попадает в нос? (в носу воздух согревается и очищается от большого количества микробов :в носу очень много волосков, которые задерживают пыль и грязь, чтобы они не попали в легкие ).

Как известно нос помогает нам распознавать запахи. А вы хотите узнать, как это происходит? Давайте откроем «Большую детскую энциклопедию».

Как мы ощущаем запахи? («Большая детская энциклопедия»: человеческое тело, нервная система, нос и обоняние).

(щелчок мыши) Посмотрите, на нашем пути новое задание: перед нами 3 емкости. Нужно определить, что в них находится

Д/и «Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы

Игровая задача: дети должны правильно подобрать картинку.

Демонстрационный материал: «киндерсюрпризные емкости» (№1, №2, №3), содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи и др.), картинки с изображением продуктов, предметов соответствующего запаха.

Ход игры:

Перед вами в подносиках лежат 3 «киндерсюрпризные емкости». Определите по запаху, что находится в «киндерсюрпризе», и найдите соответствующую картинку. (дети выполняют задание)

А теперь давайте вместе проверим правильность выполнения задания: (щелчок мыши)

- Что находится в «киндерсюрпризе» №1 (чеснок) (щелчок мыши)

- Что находится в «киндерсюрпризе» №2 (апельсин) (щелчок мыши)

- Что находится в «киндерсюрпризе» №3 (духи) (щелчок мыши)

(щелчок мыши) Посмотрите, мы правильно справились с заданием, нам подсказывают, куда нужно двигаться дальше. Отправляемся. (щелчок мыши)

МОЗГ

(щелчок мыши) Вот мы и добрались. (щелчок мыши) Перед нами мозг. Это самый умный орган нашего тела. Думаю, что и задание он нам приготовил самое трудное. (щелчок мыши) Нужно вспомнить части тела человека. Да нет, я думаю, что это совсем не трудно давайте встанем около стульев и вместе все вспомним.

ФИЗМИНУТКА «Части тела» 

  • головушка-совушка (дети гладят голову);
  • лобик-бобик (выставляют перед собой лобик, как бычки);
  • носик-абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа);
  • щечки-комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками);
  • губки-голубки (вытягивают губки в трубочку);
  • зубочки-дубочки (стучат тихонько крепкими зубами);
  • бородушка-молодушка (гладят подбородок);
  • глазки-краски (раскрывают глаза пошире, смотрят, сколько красок вокруг);
  • реснички-сестрички (моргают ресничками);
  • ушки-непослушки (трут тихонько пальчиками ушки);
  • шейка-индейка (вытягивают шейку);
  • плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз);
  • ручки-хватучки (хватают вокруг себя);
  • пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук);
  • грудочка-уточка (вытягивают вперед грудь);
  • пузик-арбузик (выставляют живот вперед);
  • спинка-тростинка (выпрямляют спинку);
  • коленки-поленки (сгибают ножки в коленях по очереди);
  • ножки-сапожки (топают ножками). (повторяют 2 раза)

(щелчок мыши) Вот мы и выяснили, из чего состоит наше тело.

(щелчок мыши) Смотрите, мозг выдал нам подсказку. Теперь ясно, какой орган заболел у Кирюши. Как вы думаете, что это? (конечно это желудок). (щелчок мыши)

(щелчок мыши) Ну что, в путь. (щелчок мыши 2 раза) А пока мы спускаемся вниз, давайте откроем «Большую детскую энциклопедию» и узнаем, как происходит глотание пищи.

Как происходит глотание пищи? («Большая детская энциклопедия»: человеческое тело, пищеварительная система, глотание).

ГРУДНАЯ КЛЕТКА

(щелчок мыши) Куда это мы попали? (ответы детей) (щелчок мыши) Мне, кажется, мы находимся в грудной клетке. Как здесь много жителей! Давайте попробуем разобраться кто есть кто. Тогда , может быть, они покажут нам дорогу.

- Что это за белые человечки? (Это белые кровеные тельца- лейкоциты. Они убивают бактерии, которые проникают в тело).

- Как называются красные человечки? (Это красные кровеные тельца- эритроциты. Они переносят кислород)

- А это что за фиолетовый человечек? (Это тромбоцит – он защищает человека от потери крови, заживляет ранку и останавливает кровь)

- А это как вы уже догадались - сердце. Что же делает в нашем организме оно? (Сердце, как насос прокачивает кровь по всему организму)

Молодцы, узнали всех жителей, кажется, (щелчок мыши) появилась подсказка, куда нужно двигаться, чтобы попасть в желудок. В путь. (щелчок мыши)

ЖЕЛУДОК

(щелчок мыши) Ну вот мы и на месте. (щелчок мыши) Что за свалка кругом? Не удивительно, что у Кирюши заболел живот.

А вы, ребята догадались, почему разболелся Кирюша? (Кирюша съел очень много продуктов, желудку сложно переварить такое количество пищи. Кирюша съел очень много вредных продуктов).

Вы совершенно правы.

-Давайте, проведем уборку в желудке. Выкинем из него все вредные продукты. (мороженое, чипсы, попкорн, конфеты). (щелчок мыши)

- Почему вы оставили остальные продукты, чем они полезны? (В них много витаминов)

Вы правы Эти продукты содержат много витаминов: (щелчок мыши)

(щелчок мыши) витамин А – нужен для зрения
(щелчок мыши) витамин В – помогает работе сердца
(щелчок мыши) витамин С – укрепляет весь организм
(щелчок мыши) витамин D – делает наши ноги и руки крепкими.

Давайте вспомним какие продукты богаты:

(щелчок мыши) витамином А (щелчок мыши) (яйцо, рыба, помидоры, абрикосы) (щелчок мыши)
(щелчок мыши) витамином В (щелчок мыши) (хлеб, горох, кукуруза, грецкие орехи, молоко, мясо) (щелчок мыши)
(щелчок мыши) витамином С (щелчок мыши) (капуста, редиска, клубника, апельсин, лимон, смородина, лук, шиповник) (щелчок мыши)
(щелчок мыши) витамином D (щелчок мыши) (рыбий жир) (щелчок мыши)

Молодцы. Справились с заданием.

Ребята, я думаю мы помогли Кирюше. Нам стоит возвращаться обратно. 1,2,3-шапочки сними.

Ну вот, мы и снова в группе. Вам понравилось наше путешествие? А как много нового и интересного мы узнали!

Чтобы еще лучше все запомнить, давайте сыграем в игру «Подбери пару»

д/и «Подбери пару»

Цели: учить детей соотносить предметы, изображенные на картинках, с выполняемыми функциями, закрепить полученные представления об органах и системах человеческого организма, развивать логическое мышление.

Игровая задача: дети должны правильно подобрать пару картинок и объяснить свой выбор.

Ход игры: ребята рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары.

Демонстрационный материал: серия предметных картинок двух видов:

  1. изображение внутренних органов человека;
  2. изображение предметов, сходных с ними но выполняемым функциям (сердце - мотор, легкие - два воздушных шарика, почки - два фильтра (воронки), желудок— кастрюля  в которой варится еда, мозг - компьютер, скелет – вешалка, сердце – насос, рот – станок)

Вы все просто молодцы. Без труда справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете заботиться о своем организме. Тогда вы вырастите крепкими и здоровыми.