Интегрированное занятие в старшей группе "Правильная осанка"


Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

Материалы: свеча, зеркало, музыка (классическая), подносы с деталями “лего”, пластилиновые человечки, картинки с изображением верблюда и старого человека.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”.

Беседа по “Урокам Мойдодыра”. Как нужно заботиться о своем организме. Что такое “здоровье”.

Лепка пластилиновых человечков.

Ход занятия

1. Рефлексивный круг.

Дети садятся в кружок.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы собрались в кругу, чтобы продолжить знакомство о своем здоровье, что бы познать себя (зажигается свеча).

- Помните сказку А.С. Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”?

Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: “Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на Свете всех милее, всех румяней и белее?” (раздаю зеркала).

- У меня для вас тоже есть волшебные зеркала, для каждого. С помощью которых можно узнать много интересного друг о друге и о себе. Сегодня мы посмотрим на себя со стороны. Ответим на вопрос, какой Я?

- Приготовимся, расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи (звучит спокойная музыка).

- Теперь посмотрите на себя в зеркальце. Какие вы красивые. Какие у вас белые зубки. Добрая улыбка!... Можете пожелать себе хорошего настроения на весь день.
- Положите, пожалуйста, перед собой свои зеркала. Возьмитесь за руки и мысленно пожелаем, друг другу добра и передадим его через легкое пожатие руки…
- А теперь все вместе, легким ветерком задуем свечу – (вдох через нос, выдох - через рот).

2. Основная часть (закрепление знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения).

Сюрпризный момент (появление Незнайки).

Стук в дверь.

Воспитатель: - Кто же это к нам пришел? (заходит Незнайка)
Незнайка: - Это здесь Знайки живут?
Воспитатель: - Да, здесь. Проходи, пожалуйста, Незнайка.
Незнайка: - А что, они и правда у вас настоящие Знайки?
Воспитатель: - Правда. И сейчас мы это докажем.

Воспитатель:

- Ребята, приятно смотреть на людей когда они улыбаются? А еще, согласитесь, очень красиво выглядит человек, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Хорошая осанка может быть у каждого.

- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, что бы у человека была хорошая осанка? (ответы детей).
- Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой! Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.

Дети:

  • Через каждые 5 – 10 минут нужно менять позу. Потягиваться, двигать руками и ногами.
  • Укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника.
  • Спать только на жесткой постели с невысокой подушкой.
  • Не поднимать больших грузов.
  • Стоять и сидеть как можно прямее.
  • Не ходить на высоких каблуках и носить груз в одной руке.

Воспитатель: - Молодцы! Вот видишь. Незнайка, как наши ребята много знают.
Незнайка: - А меня научите? Я тоже хочу быть здоровым.
Воспитатель: - Мы говорим о нашем друге – позвоночнике.
Ребенок: - Это друг наш позвоночник, опираясь на него, ты не бойся ничего.

Он и двигает тебя. Он и держит тебя.
С помощью его ты сидишь. Если скажет – побежишь.

Дети: - Нам помогает наш позвоночник!

Воспитатель:

- Правильно. Наша опора - наш позвоночник (показываю пластилиновую куклу с ниточкой на спине - позвоночнике. Наклоны вправо, влево, вперед. Проследить по ниточке как изменяется положение позвоночника).

- На столах нас ждут пластилиновые человечки, которые мы с вами слепили вчера на занятии. Теперь необходимо сделать для них мебель из конструктора. …

3. Игровой массаж (подготовка пальчиков к продуктивной деятельности).

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж и начинай игру – массаж!

Разотру ладошку сильно, Растирание ладоней, пальчиков.
Каждый пальчик покручу.
С ноготками поиграю, Потереть ноготки друг о друга, помять пальцы.
Друг о друга их потру.
Потом руки “помочалю”, Руки в замочек и трем в разные стороны.
Плечи мягко разомну.
На замочек их закрою, Крепко в замочек.
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчиком, Руки вперед, шевеление пальчиками.
Пусть бегут как зайчики.
Раз-два. Раз-два, Резкое сжимание и разжимание в кулак.
Вот и кончилась игра.

4. Продуктивная деятельность (конструирование).

Воспитатель: - На ваших столах стоят подносы с деталями “лего”. Садитесь за столы по два человека: один из вас будет строить стул и стол, другой - кровать (задание сложное - для развития логического мышления). Не забывайте, как правильно сидеть.

Дети выполняют задание.

5. Обыгрывание построек.

Незнайка садит, укладывает неправильно своего человечка.

Воспитатель: - Ребята, посадите, пожалуйста, человечков на стульчик так, чтобы у них сохранилась правильная осанка. Объясните Незнайке как они должны сидеть, лежать в кроватке (ответы детей).

Дети: - А теперь я вот какой, сплю в кроватке как большой.

Лежа в коечке на спинке, как котеночек в корзинке
Так удобно мне лежать. И во сне не уставать.

Воспитатель: - Если день за днем принимать неправильные позы в постели, позвоночник может искривиться.

Дети: - Позвоночник всегда за всем глядит и тобой руководит.

Кто на стульчике сидит – за осанкой поглядит.
Он как деревце надежен – тебя держит и молчит.
Чтоб мы выросли прямые. Стройные, а не кривые.

Воспитатель: - Правильно, когда мы сидим: ступни ног – ровно стоят на полу. Спина прямая. Колени не должны быть приподняты. Стол не должен быть слишком высоким или низким.

6. Физминутка.

Воспитатель: -Пора нам отдохнуть.

“СОЛО ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА”

1. Упражнение “Поза дерева”: стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох и плавно подняли руки вверх, ладони друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

2. Упражнение “Поза лебедя”: сели, касаясь спиной, спинки стула. Руки опущены. Отвели плечи назад, соединили лопатки. Затем пальцы собрали в замок, руки выпрямили и медленно поднимаем вверх, не наклоняя туловище и голову. Когда почувствуете тепло между лопатками, руки медленно опустите.

3. Упражнение “Поза скручивания”: сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедра прижаты к спинке. Правой рукой держимся за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Задержитесь на 5 сек. Внимание на позвоночник. Выполните тоже самое, но в другую сторону, поменяв исходное положение на стуле.

7. Познавательный материал (беседа по картинкам).

Воспитатель:

- Посмотрите на верблюда. Какая у него спина? Горбатая.

- А вы знаете, что этот горб верблюда - это его походный запас питания? Он без костей, весь из жира и мышц. С таким “ рюкзаком” можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.

- Ну, а если у человека сгорбленная спина? Что вы об этом думаете? (ответы).

(Показываю старого человека: сгорбленного.)

- Этот человек с детства не следил за своей осанкой. И вот результат: у него повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него некрасивая фигура и часто болит спина. И еще - голова болит тоже.

- А такое может произойти только со старыми людьми? (ответы).

8. Подведение итогов.

Воспитатель:

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните, что было сегодня у нас на занятии. Что вам запомнилось, понравилось. А может что-то и затруднило вас… открывайте глаза (ответы детей).

- Сегодня на занятии мы с вами обсуждали важную тему – правильная осанка. Теперь вы понимаете. Почему взрослые все время твердят вам: “ Не горби спину! Сиди прямо! Держи осанку”.

Будем каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, сидеть и лежать.

9. Упражнения на расслабление, снятия напряжения после занятия.

Незнайка:

- Ох, как много я узнал. Я тоже хочу поделиться с вами упражнениями, для снятия напряжения:

1. “Освобождение от усталости”

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимитесь на носки вместе с поднятием рук - вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием “Ух!” и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух.

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

2. “Насос”. Наклоны вперед руки висят как хобот у слона.

- А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево - раз, вправо – два, потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить 3 раза).

3. “Красивая спина”.

Встаньте, ссутультесь, плечи вперед, мышцы спины, плеч расслаблены. Приподнимите теперь плечи вверх, отведите их назад и опустите.

Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно стать для вас привычным!

- Ну, а мне пора! До свидания!