Интегрированное занятие в сенсорной комнате по развитию познавательной сферы и речи у детей 5–6 лет со сложной структурой дефекта


Сенсорная комната – это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познает окружающий мир. Мозг человека в сенсорном пространстве “оккупируется” сенсорными стимулами различных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: “оккупация” мозга сенсорными стимулами релаксация нормализация функций организма ключевой доступ к подсознанию доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. При этом специалистами используется целый ряд преимуществ сенсорной комнаты: высокие мотивационные возможности оборудования к познанию; наличие силуэтных, абстрактных образов, отсутствие предметной привязанности у оборудования, что создает широкие возможности для развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов специалистом и клиентом; одновременное взаимодействие релаксации и направленной коррекции; широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости); узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.

Отсутствие методических разработок, программ психолого-педагогического использования методов сенсорной стимуляции в работе с клиентами значительно расширяют поле экспериментальной деятельности специалиста, стимулируют развитие его творческого потенциала.

Тема занятия: “Сказочное путешествие ”.

Задачи:

  1. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения при восприятии зимних явлений.
  2. Развивать произвольность познавательных процессов.
  3. Развивать зрительное, тактильное, слуховое восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, образную память.
  4. Развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе экскурсий, наблюдений.
  5. Обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме “Зима”.
  6. Закреплять умение правильно употреблять предлоги “на”, “около”, “за”, “под” в составе простого предложения, склонять слово “снег” по падежам.
  7. Продолжать развивать диалогическую форму речи.
  8. Способствовать развитию артикуляционной мускулатуры, развитию общей и мелкой моторики.
  9. Развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с зимними явлениями.
  10. Формировать активные, гибкие представления о зимних явлениях.
  11. Воспитывать мотивацию к учению.

Структура занятия:

I. Вводная часть.
1. Психогимнастическое упражнение “Мое настроение”.
2. Психогимнастическое упражнение “Кто я?”.
3. Умственная разминка “По цветным дорожкам” (напольная интерактивная панель “Клетки”).

II. Основная часть “Зимняя сказка”.
1. “Зимние деревья” (интерактивная панель “Столбики”).
2. Речевая подвижная игра “Игры зимой”.
4. “Плетем снежинки” (интерактивная панель “Водопад”).
5. “Обитатели зимнего леса” (тактильная панель).
6. “Снегопад” (интерактивная панель “Бесконечность”).

III. Заключительная часть.
1. “На полянке” (релаксация).
2. Рефлексия.

Оборудование:

– интерактивные панели “Столбики”, “Бесконечность”, “Водопад”, “Клетки”, тактильная панель, зеркальные шары, музыкальный центр;
– дополнительно к комплекту сенсорной комнаты: цветик-семицветик, пиктограммы основных эмоций, чудесный мешочек со снежными комочками, предметные картинки с изображением природных явлений, птиц, животных, растений, одежды зимнего, осеннего, летнего сезонов года (по 3 на каждого ребенка).

Ход занятия

Основные части занятия, цели, оборудование. Ход занятия.
I. Вводная часть.

Психогимнастическое упражнение “Мое настроение”
(оборудование: пиктограммы эмоций радости, грусти, злости).

Цель: создать положительный настрой на занятие, закреплять знания об основных эмоциях.

 

– Психогимнастическое упражнение “Кто я?” (оборудование: мяч).

Цель: развивать самосознание на основе упражнения в самоопределении относительно родственных связей, пола, социума, возраста.

– Постановка темы, цели занятия, сюрпризный момент (дневной свет, цветик-семицветик).

Умственная разминка “По цветным дорожкам” (оборудование: интерактивная панель “Клетки”, предметные картинки по сезонам года).

Цель: концентрация внимания, активизировать представления об основных признаках зимы, осени, лета, развитие артикуляционной мускулатуры, общей и мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть.

“Зимняя сказка” (оборудование: голубой фонарь, интерактивные панели “Столбики”, “Бесконечность”, “Водопад”)

Цель: развивать операции ассоциативного мышления, аналитико-синтетической деятельности, воображения, восприятия на основе упражнения в сравнении оборудования комнаты с зимним периодом, развивать гибкость, активность представлений о природных явлениях, об основных признаках зимы

 

 

 

 

 

– “Зимние деревья” (интерактивная панель “Столбики”)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая подвижная игра “Игры зимой”.

 

 

 

 

“Плетем снежинки” (интерактивная панель “Водопад”)

.

 

 

 

– “Обитатели зимнего леса” (тактильная панель).

 

 

 

 

– “Снегопад” (интерактивная панель “Бесконечность”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключительная часть.

– “На полянке” (зеркальные шары, музыкальный центр, аудиокассета “Времена года” – “У камелька”)

Цель: снятие психо-мышечного напряжения, упражнять детей в умении расслаблять мышцы тела методом контраста, развивать умение слушать стихотворение, воспринимать красоту художественного слова.

 

 

– Рефлексия.

Психолог:

С каким настроением вы пришли на занятие? (Расскажите, покажите.)

С каким настроением я вас встречаю? Я очень рада видеть вас. У меня есть три друга-колобка. Посмотрите, какое у них настроение? (грустное, веселое, сердитое, злое…). Какое настроение мы возьмем с собой на занятие? (веселое, хорошее, радостное…) Почему?

– Расскажем колобкам– кто мы? Поиграем в игру “Кто я?”. Поможет нам веселый мяч (дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос: “Кто ты?”: мальчик, девочка, ребенок, человек, внук, сын, брат, друг… мы – люди).

– Сегодня в нашей волшебной комнате вырос волшебный цветок (педагог показывает цветок), все лепестки у него разного цвета (дети называют цвета). Он волшебный – помогает путешествовать. Хотите отправиться в путешествие?

– Какое сейчас время года? Предлагаю вам отправиться в путешествие в зимнюю сказку. Согласны?

Логопед:

До волшебного цветика-семицветика можно дойти по цветным дорожкам. На каждой дорожке – 3 клеточки, пройдете их, если выполните задания (дети передвигаются по клеточкам дорожек, выполняя задания):

1. Логопедическая гимнастика

  • “Горка” (улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить “горкой”. Удерживать в таком положении под счет от “1” до “5–10”. Упражнение развивает мускулатуру языка, укрепляет кончик языка).

Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит свернувшись.
В зубки нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.

  • “Ветерок дует с горки” (улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык “горкой”, затем плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Для контроля воздушной струи можно дуть на палец. Упражнение укрепляет мышцы языка, способствует привитию умения дуть по середине языка плавно и длительно).

С горки дует ветерок
И несет он холодок.

  • “Мостик построим, мостик разрушим”. (Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение “горки”, затем расслабить его. Удерживать язык в напряженном и расслабленном состоянии по 3–5 с. Упражнение учит попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка).

Ставлю я язык “дугой”
И кладу – даю покой.

2. Игра “Один – много” (педагог называет предмет в единственном числе, дети – во множественном): ветер– ветры, мороз -морозы, сугроб – сугробы….

3. Пальчиковая игра “У зимы в лесу изба”

У Зимы в лесу изба,

(Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.)

Во все стороны резьба.

(Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения.)

Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.

(Ставят кулачок на кулачок попеременно.)

Ледяные окна скрыты

(Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы согнуты.)

Ледяными ставнями.

(Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной.)

На шесте, на ледяном

(Указательный палец правой руки прикрывает ладонью левой.)

Ходит ворон ходуном.

(Указательными пальцами правой руки пересчитывают пальцы левой.)

4. “Сезоны года” (дети выбирают из группы предметных картинок картинки по теме “Зима”, объясняя свой выбор, называют к какому времени года относятся оставшиеся картинки)

Психолог:

– Вот мы и дошли до цветика-семицветика. Какого цвета лепесток поможет нам попасть в зимнюю сказку? (белого). Взялись дружно за руки, произносим волшебные слова-заклинания:

Лети, лети лепесток как весенний ветерок.
Лишь коснешься ты земли –
В зимнюю сказку нас перенеси.

– Все вокруг белым-бело
Много снега намело.

– Где лежит снег? (На земле белым одеялом, на деревьях, домах, намело сугробы.)

– Какой снег зимой? (Холодный, белый, блестящий, сверкающий, искрящийся, хрустящий, пушистый, легкий, чистый – грязный, мокрый.)

– Каким цветом зимой солнце? (Белым, голубым.) Почему? (Светит, но не греет, холодное.)

– А это что зимой? (Обращается внимание детей на панель “Столбики” – деревья.)

– Отправляемся в зимний лес.

– Что это у деревьев? (Стволы, макушки, корни.)

– Какие деревья зимой? (Снежные, холодные, голые, спящие, одетые в белые шубки.)

– Почему вы решили, что деревья спят? (Медленно дышат, мало пьют, сок двигается медленно.)

– Ребята, посмотрите, под деревом какой-то большой мешок лежит. Что же в нем? (Снежки.)

– Украсим снежками лес? (Дети кладут снежки около, под, за, перед деревьями, называют их место положение.)

– Посмотрите, как красиво мы украсили лес.

Логопед:

– Поиграем со снежками (импровизация движений).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы , лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

(Включается панель “Водопад”.)

– На что похожи ниточки зимой? (На сосульки, на снежинки.)

– Сплетем по одной снежинке (дети плетут из 1–2 нитей снежинки разными способами). Какой она формы? Что случится со снежинкой, если она упадет на ладошку? (Растает, потому что боится тепла.)

Из чего состоит снег? (Из воды.)

Психолог:

– А кто же живет в зимнем лесу? (Животные, насекомые, птицы – дети перечисляют их.)

– Найдем в нашем зимнем лесу его обитателей?! (Дети подходят к тактильной панели, называют животных и птиц в зимнем лесу, подбирают к ним по 1– 2 признакам образцы панели, объясняют признаки ассоциации образцов панели с обитателями леса).

Логопед:

(Включается панель “Бесконечность”.)

– Посмотрите, ребята, еще одно зимнее чудо. На какие зимние явления похожи эти звездочки? (Снежинки, мороз, салют, узоры на стекле, снег искрится.)

– Как мы называем это явление, когда падают снежинки с неба? (Снегопад.). А если – снегопад с ветром? (Метель, пурга, вьюга, буран.)

– Как люди спасаются от мороза? (Надевают шубы, шапки, валенки, варежки….)

– А теперь закончите мое предложение:

– Зимой часто падает белый, пушистый …(снег).

– На земле, деревьях и кустах много белого, пушистого … (снега).

– Мы рады белому, пушистому … (снегу).

– Земля покрылась белым, пушистым … (снегом).

Психолог:

– Мы долго путешествовали, пора отдохнуть. Ложитесь удобно. Полюбуемся на зиму еще раз. Проводится упражнение “Лед-снег”: дети расслабляют мышцы рук, ног, живота методом противопоставления (напряжения– расслабления), психолог проверяет расслабление мышц тела у каждого ребенка.

Чтение стихотворения И.З.Сурикова “Зима”.

– Какая зима? (Красивая, морозная, снежная, веселая.) Почему? Это хорошо или плохо?

– Возвращаемся в детский сад (дети закрывают глаза, оборудование выключается, дети открывают глаза). Вот мы и вернулись в детский сад. Потянулись и потихонечку встаем.

– Понравилось вам путешествие? Какое у вас сейчас настроение? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали сегодня на занятии? Зима дарит вам колобков с веселым настроением (детям раздаются пиктограммы, работе каждого ребенка дается краткая качественная характеристика). Пусть это настроение сохранится у вас на весь день. Спасибо вам за работу.