Интегрированное занятие (окружающий мир + конструирование) "Прошлое, настоящее и будущее г. Муравленко"


Для успешной реализации поставленных задач педагогом была проведена предварительная работа, во время которой использовались различные методы и приёмы, учитывая возрастные особенности детейнаблюдения за изменениями в городе, природе, коренными жителями (их одеждой и внешним видом), экскурсии в лес и по городу, в музей, тематические беседы, которые сопровождались наглядным материалом.

Во время проведения занятия воспитатель знакомит детей с историей малой Родины. Почему и как возник город именно на этом месте, объясняет название города и его улиц, рассказывает о человеке, чьё имя носит город.

В группе была устроена выставка фотографий с достопримечательностями города, а так же были приглашены родители для того, чтобы они рассказали детям о своей профессии, о том, как они строили город и прославляли его своими достижениями.

Знакомя детей с родным городом, педагог подчеркивает, что его история неотрывно связана с историей нашей страны, обращает внимание детей на то, что в России много других городов со своей историей. И что жители города Муравленко приехали в своё время из разных концов России.

Родителей педагог попросил привезти фотографии с мест отдыха для проведения выставки «Города и посёлки России» с целью воспитания гордости за вою Родину за её величие и знакомства с разнообразными зданиями и постройками.

Важным условием эффективности работы по развитию познавательных интересов дошкольников является работа с родителями: привлечение их к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить детей воспроизводить конструкцию предмета по схематическому её изображению;
    • учить детей последовательному анализу схемы, учить достраивать конструкцию по изменённой схеме.
  • Развивающие:
    • развитие сотрудничества;
    • обогащать и активизировать словарь.
  • Воспитательные:

Предварительная работа: экскурсии по городу, в музей, целевые прогулки, работа с макетом и планом города, наблюдение за коренными жителями, просмотр книг и фотографий о нашем городе.

Словарная работа: нефтяник, техника, конус, цилиндр, полукуб, брусок, арка, призма, фундамент, стены, крыша.

Методы и приёмы:

  • Словесный: рассказ о городе, беседа.
  • Наглядный: просмотр слайдов, схема конструкции.
  • Практический: конструирование по схеме.

Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедиа проектор, экран, компьютер, схемы конструкций, магнитофон, аудиозапись фрагмента песни.
  • Раздаточный: набор деталей соответствующий составу элементов схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (Приложение 1)

В группе звучит фрагмент песни «Муравленко – город юности моей» муз. И. Иоста, стихи М. Лаверева.

Воспитатель: Ребята, вы наверно догадались, о чём мы с вами будем сегодня беседовать? (Ответы детей).

Ребята, к нам в город из тайги приехала в гости хантыйка Люда. Она говорит, что когда была совсем маленькой, на этом месте находилось их стойбище, а сейчас, здесь раскинулся такой красивый город.
Познакомим нашу гостью с историей нашего города? (Ответы).
Ребята, вместе с вами, образуем круг и возьмёмся за руки. Чувствуете тепло ладоней ваших рук и ваших друзей? Давайте подарим друг, другу ласковые улыбки и скажем добрые слова, чтобы ваши сердца согрелись теплом. (Высказывания детей).
Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые ребята. Я думаю, что Люда вместе с нами очень хорошо проведёт время.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется наша Родина? (Ответы детей). А как называется край, в котором мы живём? (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Воспитатель: На свете много городов больших и маленьких, красивых и не очень, а мы с вами будем говорить о нашем городе. Как называется наш город? (Муравленко). Кто знает, почему наш город назвали именно так? (Ответы детей). Ребята вы знаете много добрых и ласковых слов. Что бы вы сказали о нашем городе? (Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, какие достопримечательности есть в нашем городе? Какие названия улиц вы знаете? А на какой улице живёшь ты (имя ребёнка)? Что тебе (имя ребёнка) больше всего нравится в нашем городе? Какие здания вам больше всего нравятся? Где вы любите гулять с родителями? (Высказывания детей).

– А теперь все внимание на экран, полюбуемся улицами и достопримечательностями нашего города и посмотрим, как строился наш город.

Дети просматривают слайды, комментируют их, узнают знакомые места города, называют улицы. (Приложение 2)

Рассказ дедушки воспитанника.

Нашему городу исполнилось 25 лет. Вот видите ребята, городок наш небольшой, но какой красивый и по-другому не может быть. Но город не всегда был таким. Давно, когда ещё ваши родители были такими же маленькими как вы, а ваши бабушки и бабушки очень молодыми, здесь на месте нашего города стоял густой лес. И вот смелые люди со всей России, которые не боялись трудностей, снежной, холодной зимы, приехали на это место для того, и начали строительство посёлка. Они даже не знали, как назвать этот посёлок. И вот было решено присвоить поселку имя В.И. Муравленко, человека, который вложил много труда для развития нефтяного промысла. Ведь люди сюда стали приезжать для того, чтобы добывать нефть.
И с годами, благодаря труду наших горожан, маленький посёлок Муравленко рос и превратился в красивый город, с красивыми улицами и домами.

Воспитатель: Ребята скажите, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (Высказывания детей). А чтобы работать стюардессой, актрисой, проводником или дрессировщиком и т.д., какие здания необходимо построить в городе?

Дети: здание театра, железнодорожный вокзал, аэропорт, цирк, зоопарк, метро, многоэтажные магазины и высотные дома, кинотеатр.

– А может быть вы, построите эти здания, когда вырастите? (Высказывания детей).

Физкультминутка:

Вместе по полю идем,
Не спешим, не отстаём. (Ходьба по кругу).
Вот болото впереди,
Ноги ты не промочи. (Прыжки с продвижением вперёд).
К озеру мы подойдём,
Не стоим, переплывём. (Наклоны вперёд, руки разводим в стороны).
Подошли к густому лесу,
Поискали белочку. (Повороты туловища направо и налево).
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Наклоны туловища вправо и влево).
Ветки гнутся взад вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью).
Мы размялись от души,
И трудиться поспешим.

Воспитатель: Ребята предлагаю вам построить макет новой улицы. Какие здания вы хотели бы построить на ней? А как мы назовём нашу новую улицу? (Высказывания детей).

(Приложение 3)

– Ребята, я вам предлагаю схемы нескольких зданий, давайте вместе рассмотрим их. Скажите, пожалуйста, из каких деталей состоят здания? (Ответы детей) Из каких деталей состоят стены? Крыша? (Ответы детей). С чего мы с вами начнём строить здания, с крыши или с фундамента? (Ответы детей). Что надо сделать для того, чтобы наши здания были прочными? (Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что необходимо точно соотносить и соединять детали для прочности постройки.

– А теперь я предлагаю вам достроить ваши здания, а для этого вам надо дорисовать недостающие детали на схеме. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы ребята, наша улица «…» с красивыми зданиями готова, а теперь можно и заселять здания.

Для обыгрывания воспитатель предлагает настольные игрушки.

Итог

Люда благодарит вас за интересный рассказ и хочет подарить вам шишки, которые она сама собрала в тайге, из них мы с вами позже сделаем поделки.

Приложение 1

Отрывок песни «Муравленко – город юности моей»

Музыка А. Иоста, стихи М. Лаверева

В краю далёком, что зовут Ямалом,
Среди высоких елей и болот,
Где нефть и газ берут своё начало,
Там город молодой сейчас растёт.
Вокруг него озёра голубые,
Своею красотой к себе манят,
И, словно кедры, вышки буровые
Вцепиться в землю намертво спешат.

Муравленко, Муравленко, нет мне города милей.
Муравленко, Муравленко – город юности моей.
Муравленко, Муравленко, пусть звучит сейчас везде,
Муравленко, Муравленко, моя песня о тебе…

Литература:

  1. Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. Екатеринбург: Издательство «Екатеринбург», 1999.
  2. Планы занятий по программе «Развитие» Издательство УЦ ИМ Л.А.Венгера «Развитие» Москва, 2000.