Интегрированное занятие (краеведение + художественный труд) "Волшебные узоры"


Цель урока: приобщение детей к культуре хакасского народа

Задачи урока:

Оборудование: кукла Тарина, сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), на которых воском нанесен орнамент, салфетки, гуашь, поролоновые спунжики (губка), образец рукавичек с элементами хакасского национального орнамента; пиалы с водой, в которые положены мелкие игрушки.

Словарная работа: орнамент, узор.

Ход занятия

I. Вводная часть:

Педагог: Ребята, посмотрите, какую я рукавичку нашла! Может, кто из вас потерял?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?

Словесная игра “Скажи, какая?”

Педагог: Да, тогда точно не ваша. Что мне с ней делать? Придумала! Мы же с вами знаем хакасскую народную игру с рукавичкой. Как игра называется?

Дети: “Мелей”

Педагог: Давайте поиграем в эту игру. ( Проводиться 1-2раза).

Проводится игра “Мелей тастазах”. В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.

II. Основная часть:

Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит куклу Тарину.

Педагог от лица Тарины здоровается с детьми.

Тарина: Изеннер!

Педагог и дети: Изеннер, Тарина!

Педагог: Как, хорошо, что ты к нам зашла, мы Как раз играем в хакасскую народную игру “Мелей”. Давай вместе поиграем! Дети, Тарина не хочет играть, что случилось?

Педагог от лица Тарины рассказывает, что Тарина сейчас была на улице, а на улице мороз, ручки и замерзли.

Педагог: Замерзли ручки у Тарины, давайте поможем ей их согреть!

Пальчиковая игра “Ой, мороз!”

Ой, мороз, мороз, мороз! - Руки вверх выполняются движения кистями.

Снегом ветки все занес! - Опускают руки медленно вниз.

А мы не боимся, - Грозят пальчиком.

А мы веселимся! - Хлопают в ладоши.

Педагог: Ребята, а как еще мы ручки греем?

Дети: Нужно подуть на них теплым воздухом.

Дыхательное упражнение “Теплый ветерок”. Дети по очереди дуют на ручки Тарины. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения.

Педагог: Согрелись руки у Тарины. Только как горю помочь, где рукавички для Тарины взять?

Педагог заслушивает ответы детей.

Педагог: Тарина говорит, что рукавички ей нужны не простые, а с хакасским орнаментом. Орнамент это такой узор. Педагог показывает образцы рукавичек с элементами хакасского национального орнамента. Эта рукавичка для девочек, потому что орнамент похож на цветочки и листочки.

Педагог: Шить и вязать мы не умеем. Но у нас есть волшебный сундучок, который нам всегда помогает. Давайте попросим помочь нам волшебный сундучок.

Педагог и дети: Сундучок волшебный наш помоги нам в трудный час! 1,2,3-смотри! (дети достают из сундучка шаблоны рукавичек, поролоновые спунжики).

Педагог: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить и подарить Тарине.

Педагог просит детей пройти за столы. Объясняет приемы рисования с помощью спунжика.

После того как дети раскрасят рукавичку, педагог просит их подуть на рукавичку, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение “ Холодный ветерок”. Дети дуют на рукавички. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения.

III. Заключительная часть:

Педагог: Ребята, посмотрите какие у нас красивые рукавички, наши рукавички очень понравились Тарине. Теперь даже если Тарина потеряет рукавички, у нее всегда будут запасные. А теперь опустите руки в пиалу, достаньте то, что лежит на дне. ( Дети достают игрушки). Это Тарина приготовила для вас такой сюрприз. Это подарки не простые, это подарки добрых дел. Вы сегодня сделали доброе дело, помогли Тарине. Вы добрые и чуткие дети. Мне это очень нравиться.

Итог: А что вам понравилось на нашем занятии? (Ответы детей). Ребята, Тарине пора домой, давайте попрощаемся. Педагог уносит куклу.