Интеграция познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения спортивных досугов в ДОУ


Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образова­тельных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение спортивных досугов с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей - восполнить дефицит двигательной активности. Спортивный досуг является действительным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка; он будит в его душе интерес к окружающему миру, расширяет кругозор, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям. Преимущества спортивных досугов с элементами интеграции заключается в формировании повышенного интереса не только к физической культуре и спорту, но и к другим видам деятельности, предлагаемым детям, с целью формирования познавательного интереса.

Вашему вниманию для участия в конкурсе «Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок»», мы предлагаем опыт МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» - конспект спортивного досуга для детей 4-6 лет с элементами интеграции и усложнением требований к проведению игровой деятельности в соответствии с возрастом участников (приложение).

Основными целями проведения спортивного досуга являются:

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения спортивных досугов способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
  • дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья, возраста детей и их функциональных возможностей.

Образовательные задачи:

  • формировать доступные знания об основах здорового образа жизни и приобщать дошкольников к физической культуре;
  • закреплять и совершенствовать у детей элементарные знания и представления о разных видах движений и способах их выполнения;
  • способствовать овладению детьми игровой деятельностью, соблюдая основные правила игры.
  • упражнять и закреплять двигательные умения и навыки в соответствии с программным содержанием;

Воспитательные задачи:

  • развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
  • формировать у дошкольников умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
  • побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.

При составлении плана-сценария досуга, учитываем следующие моменты:

  • интеграция различных областей;
  • постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • по возможности чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей;
  • учет климатогеографических особенностей региона Крайнего севера.

Структура спортивного досуга с элементами интеграции состоит из трех основных частей:

Вводная часть - постановка цели, увлекательная разминка. Интеграция содержания познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения спортивного досуга происходит вокруг определенного сюжета. Так, отправляясь в гости, к медвежонку Умке, инструктор приглашает детей совершить путешествие на Крайний Север, тем самым обобщая знания о данной территории и климатических особенностях в северном регионе. Систематизируя знания о правильной последовательности одевания, дошкольники изображают этот процесс. Далее предлагается увлекательная разминка: ходьба в колонне по заснеженной дороге; двигаясь на пятках, протаптывают тропинку и т.д. Чтобы согреться, дети выполняют бег, заканчивающийся дыхательными упражнениями. Эффективно использование зрительной гимнастики, например, чтобы осмотреться, участники досуга представляют, что достают из волшебных карманчиков бинокли. Происходит обобщение знаний детей о природных явлениях, происходит развитие познавательной мотивации. Нетрадиционные виды упражнений способствуют повышению мотивации к содержательной стороне досуга.

Основная часть состоит из комплекса общеразвивающих упражнений. Детям предлагаются в игровой форме разнообразные эстафеты, подвижные игры и игровые упражнения состязательного характера, помогающие детям закрепить основные физические движения и повысить двигательную активность. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством и протекает эмоционально, стимулируя двигательную активность дошкольников. Целесообразно использование музыкального сопровождения. Например, на пути дети встречаются с животными, проживающими на территории Крайнего Севера, и, обобщая знания об особенностях поведения, повадках этих животных, участники досуга увлеченно выполняют комплекс общеразвивающих упражнений с помощью игрового экспериментирования с возможностями собственного тела, посредством двигательного творчества, раскрывая свои природные задатки и возможности. Спокойная музыка, передающая мелодии местного фольклора, позволяет детям прочувствовать и передать более точно особенности и повадки оленей: вот они подняли рожки и стучат копытцем, а теперь все дружно двигаются игриво друг за другом и т.д. Повышается эмоциональный фон досуга. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей позволяет не акцентировать внимание на строгой дозировке и качестве выполнения предложенных игровых заданий и упражнений. (Фото 1).

С целью формирования эмоционально-волевой сферы, интересно использование игровых заданий, направленных на формирование саморегуляции, например, решая проблему надвигающегося тумана, дети предлагают свои способы борьбы с этим явлением, осваивая один из способов снятия агрессии, при этом происходит активизация словаря (предварительно в группе воспитатель знакомит дошкольников со значением этого слова). (Фото 2). В игре состязательного характера «Соберем снежки», помимо формирования скоростных качеств, происходит снятие мышечного напряжения у детей в младшем возрасте. (Фото 3). Дошкольники среднего и старшего дошкольного возраста ненавязчиво закрепляют счет. Здесь же происходит усвоение дошкольниками морально-нравственных норм: малышам надо собрать снежки быстро, при условии, что можно брать только один снежок; в средней группе дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам игры (хотят играть все, выбрать надо лишь несколько участников). У старших дошкольников в соревновательной форме отрабатываются навыки и умения командного участия, вырабатывается чувство индивидуальной и коллективной ответственности. В играх-соревнованиях, эстафетах совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив. (Фото 4).

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого, она может сделать трудолюбивым, незнайку-знающим, неумелого-умельцем. Словно, волшебная палочка, игра может изменить отношение к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские и творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействии на каждого из детей. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними белее тесный контакт. Предлагая детям, игру «Белые медведи», идет постепенное усложнение требований: в младшей группе дети убегают от «медведей-ловишек» в одном направлении в заданное место, в среднем возрасте малыши должны перебежать через центр площадки, миновав сугробы, в которых прячутся «медведи-ловишки», на противоположную сторону зала. Старшие дошкольники разбегаются в разные стороны, а «медведи» стараются их догнать. В этом случае наблюдается отсутствие конкретного места, куда можно спрятаться в «домик». После слов, «…в дом скорее убегу», дети разбегаются, как будто они ищут дом, а тем временем, «медведи-ловишки» стараются поймать убегающих игроков. Пойманные участники выбывают из игры. Прослеживается постепенное усложнение требований в соответствии с программным содержанием, учитывая возрастные особенности. Предложенная детям танцевально-ритмическая гимнастика, способствует совершенствованию у дошкольников умения согласовывать движения с музыкой, у них развивается способность проявлять раскрепощенность и творчество в движениях. (Фото 5).

Заключительная часть состоит из игр малой и средней подвижности и подведения итогов мероприятия. Включая сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение призов, сладостей), не злоупотребляем материальными поощрениями, так как дети должны приучаться получать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.

Таким образом, в процессе одного спортивного досуга решаются задачи из разных областей: речевого, математического развития на одном досуге, а на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности и т.д. Это способствует не только закреплению двигательных навыков и умений детей, а так же происходит развитие познавательных способностей дошкольников на фоне высокого уровня двигательной активности, в результате постепенного возрастания физической и психической нагрузки. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ.  Формируется интерес к физической культуре и спорту.

Тематика спортивных досугов разнообразна: «Мишка-топтыжка в большом городе» - происходит закрепление и обобщение знаний о правилах дорожного движения, о видах транспорта, а также обобщение знаний о фигурах, формах и цветах; «Вместе весело шагать», где дошкольники выбирают одежду для прогулки в весенний период, закрепляют первоначальные знания и представления о весенних изменениях в природе, об окружающем мире, обогащая словарный запас; в досуге «Идет волшебница Зима»-систематизируются представления детей о характерных признаках зимы, происходит приобщение детей к национальной культуре, развиваются способности наблюдать и делать выводы и т.д. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, игровые задания и упражнения, подвижные игры и эстафеты т.д. Связующим звеном выступает тема досуга, задающая цель, к которой надо стремиться. Интересно появление героя, который предлагает сложные ситуации, требующие мыслительной деятельности, различных предположений и умозаключений, которые способствуют преодолению препятствий, решению проблемы на пути к цели. Например, появление Снежной королевы, которая заколдовала дорогу к старичку-лесовичку в тундру и т.д. Используя считалки, дошкольники без труда выбирают водящих, с увлечением предлагают свое изменение сюжета игры с целью усложнения заданий, соблюдают правила игр.

Физкультурные досуги проводим 1 раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В среднем и старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.

Задачи физкультурного досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцевально-ритмических движениях. Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. При проведении досугов в старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Результаты работы с использованием интеграции при проведении спортивных досугов заключаются в том, что дошкольники являются активными участниками различных спортивных мероприятий. Это спортивные праздники в детском саду с участием детей и родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья!», городские спортивные соревнования, шоу программы «Мы с папой силачи», «Дочки матери». Наши воспитанники являются победителями городского Личного Первенства по легкоатлетическому кроссу, бронзовыми призерами Всероссийского дня бега «Кросс нации - 2011» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Новый Уренгой. У детей развивается познавательный интерес и повышается самостоятельная двигательная активность - они самостоятельно готовы предлагать и организовывать подвижные игры. Наши воспитанники активно посещают различные спортивные клубы города.

Литература:

  1. Аксенова З.Ф. Традиционные праздники и развлечения в детском саду.: Сценарии.-М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - Серия «Вместе с детьми».- М.: ТЦ Сфера, 2001. – 96с.
  3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера,, 2009. – 128с.
  4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288с.
  5. Филиппова С.О., Пономарева Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-656с.
  6. Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 г. (festival.1september.ru/articles/103915).
  7. Яриго Л.А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. – ж. Дошкольная педагогика № 4 (61)-2010г.

Приложение.

Фоторяд.