Интеграция компонентов сюжетно-ролевой ритмической гимнастики


Мы не знаем более могущественного
и более благоприятного средства воздействия на жизнь
и процветание всего организма, чем чувство радости…
Занятие ритмической гимнастикой должно
приносить детям радость”.
Ж.Далькроз
(основоположник ритмической гимнастики)

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. Великая ценность каждого человека – здоровье. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Итак, физическое воспитание есть основа дошкольного воспитания. Физические упражнения создают хорошее самочувствие, “заряжают” ребенка бодростью и энергией.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ “Об образовании”, приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 № 655 “Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, методические рекомендации Министерства образования и науки РФ “О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (письмо от 21.10.2010 № 03-248) внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа должна “…предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов”. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Потребность в этом объясняется рядом причин:

1. Интегрированная деятельность развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

2. Форма проведения интегрированной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных форм работы в течение данной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности, раскрывает значительные педагогические возможности, снимают усталость, перенапряжение воспитанников, за счет переключения на разнообразную деятельность, повышают познавательный интерес, служат развитию всех основных психических процессов.

3. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для игровой или самостоятельной деятельности детей.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения творчества педагога, раскрытию его способностей.

В этой связи представляются весьма актуальными вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста соответствующих новым требованиям. Существует много вариативных и нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий (кроме нетрадиционных). Главное, чтобы все они были направлены на решение задач физического воспитания дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении двух лет реализуется курс Н.А. Фоминой “Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика”. Для внедрения курса в ДОУ была создана ТИГ по ознакомлению с данной программой, определению основных этапов реализации программы, изучению методических рекомендаций, разработке конспектов образовательной деятельности по физическому воспитанию и критериев мониторинга. В настоящее время наработан материал для детей средней группы.

Целью таких занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих ее содержание компонентов - телесного, интеллектуального и духовно-мировоззренческого.

В настоящее время можно говорить о двух направлениях развития сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:

  1. Одно представляет собой музыкально-педагогическую дисциплину и называется ритмикой. Цель ее - активизация музыкального восприятия через движение.
  2. Второе направление ритмической гимнастики прочно заняло свое место в системе физического воспитания, явившись прародительницей аэробики, а также спортивных видов гимнастики.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры - драматизации и содержания сказок, обеспечивающих именно интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольника.

Содержание образовательной деятельности с применением ритмической гимнастикой сюжетно-ролевой направленности обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • укреплять здоровье и повышать работоспособность детей дошкольников;
  • повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
  • учить и совершенствовать основные виды движений;
  • создавать разностороннюю базу движений и жестов;
  • эффективно развивать двигательные способности;
  • создавать благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность образовательной деятельности;
  • раскрывать творческий потенциал ребенка;
  • способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
  • формировать выразительность движений;
  • развивать двигательное воображение и творческую фантазию;
  • способствовать формированию правильной осанки;
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;
  • содействовать приобретению музыкальных знаний.

Деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми в нашем дошкольном учреждении организуются в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию. Основу этой деятельности составляют физические плюс танцевальные упражнения различной направленности, которые выполняются в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее темп, ритм и характер с помощью движений. Деятельность проводятся в форме игры по сюжетам сказок, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.

Программное обучение основным комплексам упражнений проходит целостным методом поэтапно.

  • На первом этапе (10-12 занятий) - изучение двигательного материала и последовательности выполнения упражнений.
  • На втором (8-10 занятий) – закрепление.
  • На третьем (6-8 занятий) - совершенствование. Если на первом этапе, когда движения разучиваются, дети выполняют движения под непосредственным руководством педагога, то на последнем этапе, движения совершенствуются – самостоятельно, что позволяет им проявить инициативу, творчество и умение, а инструктору оценивать способности детей.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются упражнения направленные на работу, а следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с эти ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Во время работы в данном направлении необходимо уделять внимание задачам формирования у детей: базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения и фантазии, т.к. на занятиях происходит одновременно развитие физических качеств у детей и формирование базы эстетических движений тела.

Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку. Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия.

Для каждой возрастной группы дошкольников мы разрабатываем отдельные сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются образовательная деятельность по физическому развитию. Основная структура образовательная деятельность по физическому развитию сохраняется. Меняется лишь технология его проведения. На освоение каждого программного комплекса планируется 24 занятия, за время которых постепенно совершенствуется двигательный материал. Комплексы представлены в порядке их усложнения. Каждая программа состоит из нескольких композиций, имеющих определенную двигательную направленность. Музыкальное сопровождение комплексов мы подбираем совместно с музыкальным руководителем. Основными требованиями к подбору музыкальных произведений является доступность музыки восприятию ребенка и изменение музыкального темпа на протяжении всего комплекса (от медленного и умеренного до быстрого). Музыкально-ритмические упражнения отрабатываются в образовательной деятельности по музыкальному развитию. Во время образовательной деятельности по физическому развитию вводятся и отрабатываются основные виды движений. Здесь же могут использоваться элементы конструирования (строительный игровой материал). Эти задания способствуют развитию логического мышления ребенка. Параллельно в группе в совместной деятельности взрослых и детей и в ходе режимных моментов воспитатели вместе с детьми изучают литературные произведения, а именно сказки народов мира, что повышает кругозор детей. Кульминацией изучения каждого комплекса сказочной программы является физкультурный праздник в форме музыкально - театрализованного представления.

Таким образом, главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются: Движение, Музыка, Игра и Сюжет.

    1. Компонент “Движение” направлен в основном на развитие физических качеств детей, координационных способностей.
    2. “Музыка” создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер.
    3. Известно, что “Игра” является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение имеют сюжетно - ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей-дошкольников.

Результат мониторинга и проблемно ориентированный анализ педагога ФК показал, что наблюдается динамика развития физических качеств и навыков детей. Регулярная образовательная деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике позволяют детям активнее, выразительнее, пластичнее выполнять общие развивающие упражнения. Комплексы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, различные виды ходьбы и бега, что в лучшей степени развивает у детей умение быстро ориентироваться в пространстве и во времени. Танцевальные упражнения предусматривают различные движения рук, поэтому дети лучше осваивают однонаправленные и поочередные движения рук при общих развивающих упражнениях. Т.к. курс содержит большое количество прыжков, упражнений на развитие мышц брюшного пресса, различные приседы и полуприседы, у детей лучше развивается физическое качество – сила.

Ритмическая гимнастика для дошкольников решает общие (оздоровительные, образовательные, воспитательные), и частные задачи (привлечение детей к систематической деятельности по физическому воспитанию, укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, совершенствование чувства ритма и т.д.) все это способствует воспитанию гармонично развитой личности.

Учебно – тематическое планирование на среднюю группу

Название сказки

Часы

Распределение по месяцам

1.

“Волк и семеро козлят”

25

сентябрь-ноябрь

2.

“Три поросенка”

24

декабрь - февраль

3.

“Ребята давайте жить дружно”

24

март - май

Условные обозначения:

И – изучение

З – закрепление

У – уточнение

С – совершенствование

К - контроль

Сказка “Три поросенка”

Распределение двигательного материала с 1-го по 8-е занятие на первом этапе

Изучения базового комплекса упражнений

Содержание упражнений Занятие №

1

2

3

4

5

6

7

8

Композиция 1

Построение в круг

И

И

И

З

З

З

З

З

Ходьба по кругу взявшись за рук со сменой направления

И

И

И

З

З

З

З

З

Ходьба на носках

И

И

И

З

З

З

З

З

Ходьба на пятках

И

И

И

         
Ходьба в полуприседы

И

И

И

З

З

З

З

З

Композиция 2

Ходьба по кругу по гимнастической скамье

И

И

И

З

З

З

З

З

Ползание на четвереньках под дугой

И

И

И

З

З

З

З

З

Прыжки из обруча в обруч

И

И

И

З

З

З

З

З

Ходьба по рельефной доске

И

И

И

З

З

З

З

З

Композиция 3

Дети строят домики

Пружинящие полуприседы с одновременными хлопкам

И

И

И

И

З

З

З

З

Полуприседы с “вертушкой”

И

И

И

И

З

З

З

З

Полуприседы, ладонями описывая круги наружу и вовнутрь

И

И

И

И

З

З

З

З

Наклон туловища вперед, одновременно одной ладонью выполняя круги перед лицом

И

И

И

И

З

З

З

З

Повороты бедер влево-вправо, руки упираются на колени

И

И

И

З

З

З

З

З

Выставление ноги вперед на пятку (поочередно)

И

И

И

З

З

З

З

З

Наклоны в стороны

И

И

И

З

З

З

З

З

Прыжки на двух ногах на месте

И

И

И

З

З

З

З

З

Содержание упражнений Занятие №

1

2

3

4

5

6

7

8

Композиция 4

Бег по кругу

И

И

З

З

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика

Вдох носом выдох ртом

И

И

И

З

З

З

З

З

Бег по кругу

И

И

И

З

З

З

З

З

Композиция 5

Пружинящие полуприседы с одновременными хлопками

       

И

И

И

З

Полуприседы с “вертушкой”        

И

И

И

З

Полуприседы, ладонями описывая круги наружу и вовнутрь        

И

И

И

З

Бег по кругу        

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика        

З

З

З

З

Композиция 6

Повороты бедер влево-вправо, руки упираются на колени

       

З

З

З

З

Выставление ноги вперед на пятку (поочередно)        

З

З

З

З

Наклоны в стороны        

З

З

З

З

Прыжки на двух ногах на месте        

З

З

З

З

Пружинящие полуприседы одновременно с хлопками        

З

З

З

З

Композиция 4

Бег по кругу

И

И

З

З

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика

Вдох носом выдох ртом

И

И

И

З

З

З

З

З

Бег по кругу

И

И

И

З

З

З

З

З

Композиция 5

Пружинящие полуприседы с одновременными хлопками

       

И

И

И

З

Полуприседы с “вертушкой”        

И

И

И

З

Полуприседы, ладонями описывая круги наружу и вовнутрь        

И

И

И

З

Бег по кругу        

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика        

З

З

З

З

Композиция 6

1.Повороты бедер влево-вправо, руки упираются на колени

       

З

З

З

З

Выставление ноги вперед на пятку (поочередно)        

З

З

З

З

Наклоны в стороны        

З

З

З

З

Прыжки на двух ногах на месте        

З

З

З

З

Пружинящие полуприседы одновременно с хлопками        

З

З

З

З

Композиция 4

Бег по кругу

И

И

З

З

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика

Вдох носом выдох ртом

И

И

И

З

З

З

З

З

Распределение двигательного материала с 9-го по 16-е занятие на втором этапе

Содержание упражнений Занятие №

1

2

3

4

5

6

7

8

Композиция 1

Построение в круг

У

У

З

З

З

З

З

З

Ходьба по кругу взявшись за руки со сменой направления

У

У

З

З

З

З

З

З

Ходьба на носках

З

У

У

З

З

З

З

З

Ходьба на пятках

З

У

У

         
Ходьба в полуприсяде

З

З

З

У

У

З

З

З

Композиция 2

Ходьба по кругу по гимнастической скамье

З

З

З

У

У

З

З

З

Ползание на четвереньках под дугой

З

З

З

У

У

З

З

З

Прыжки из обруча в обруч

З

З

З

З

З

У

У

З

Ходьба по рельефной доске

З

З

З

З

З

У

У

З

Композиция 3

Дети строят домики

Пружинящие полуприседы с одновременными хлопками

З

З

З

З

З

З

У

У

Полуприседы с “вертушкой”

З

З

З

З

З

З

У

У

Полуприседы, ладонями описывая круги наружу и вовнутрь

З

З

З

З

З

З

У

У

Наклон туловища вперед, одновременно одной ладонью выполняя круги перед лицом

З

З

З

З

У

У

З

З

Повороты бедер влево-вправо, руки упираются на колени

З

З

З

З

У

У

З

З

Выставление ноги вперед на пятку (поочередно)

З

З

З

З

З

З

З

З

Наклоны в стороны

З

З

З

З

З

З

У

У

Содержание упражнений Занятие №

1

2

3

4

5

6

7

8

Композиция 4

Бег по кругу

У

У

З

З

З

З

З

З

Дыхательная гимнастика

Вдох носом выдох ртом

У

У

З

З

З

З

З

З

Бег по кругу

У

У

З

З

З

З

З

З

Композиция 5

Пружинящие полуприседы с одновременными хлопками

З

З

З

З

У

У

З

З

Полуприседы с “вертушкой”

З

З

З

З

З

У

У

З

Полуприседы, ладонями описывая круги наружу и вовнутрь

З

З

З

З

З

У

У

З

Бег по кругу

З

З

З

З

З

З

У

У

Дыхательная гимнастика

З

З

З

З

З

З

У

У

Композиция 6

Повороты бедер влево-вправо, руки упираются на колени

З

З

З

З

З

З

У

У

Выставление ноги вперед на пятку (поочередно)

З

З

З

З

З

З

З

У

Наклоны в стороны

З

З

З

З

З

З

З

У

Прыжки на двух ногах на месте

З

З

З

З

З

З

З

З

Пружинящие полуприседы одновременно с хлопками

З

З

З

З

З

З

З

З

Распределение двигательного материала на третьем этапе.

Содержание упражнений Занятие №

1

2

3

4

5

6

7

8

Композиция 1

Построение в круг

С

С