Интеграция изобразительной деятельности с другими видами деятельности музейной педагогики: "Обереги своими руками"


Цель: Познакомить детей с понятием «оберег».

Задачи:

  1. Изучение и ознакомление с народными традициями и обычаям посредством музейных экспонатов.
  2. Изучение и изготовление оберегов своими руками (оберег в современном исполнении).
  3. Развитие творческих способностей детей и умение создавать обереги, используя нетрадиционные материалы, умение объединять в композицию.
  4. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук.
  5. Развивать и обогащать словарный запас детей, активизировать речь.
  6. Развивать эстетическое восприятие детей.
  7. Воспитывать умение самостоятельно выбирать необходимый материал для оберега и уметь обосновывать свой выбор.
  8. Воспитывать уважительное отношение к семейным традициям умение переносить народные традиции в современную семью.
  9. Приобщать детей и развивать интерес к народным играм и песням.

Предварительная работа: рассматривание оберегов, знакомство с символикой оберегов, знакомство с семейными традициями русского народа, с бытом. знакомство с правилами создания оберегов. Демонстрация и изучение бросового и природного материала для современных оберегов. Разучивание потешек, закличек и хороводов. Разучивание игры-тренинга «Я желаю тебе….»

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, в нашем музее игрушки, сегодня открылась выставка. На этой выставке представлены новые экспонаты-игрушки-обереги.(дети рассматривают экспонаты).

  1. Куклы-обереги из ткани
  2. Веники сувениры
  3. Домовята
  4. Птицы счастья и другие.

Воспитатель. Что означает «оберег»?

Ответы детей. Оберег должен уберечь от плохого, от болезней. Оберегает, бережет, охраняет.

Воспитатель. Для чего изготавливали обереги?

Дети. Для украшения, от болезней, от несчастья, их носили с собой Для защиты, ими украшали жилище и защищали дом от бед.

Воспитатель. Что означают предметы, узоры на оберегах?

Дети рассматривают и комментируют азбуку символов.

  • Подкова - счастье.
  • Ложка - сытость, достаток в доме.
  • Ключ – богатство, сохранность в доме.
  • Если крупа – то в доме еда.
  • Крупа – достаток, символ урожая.
  • Горох – на дочку, фасоль – на сыночка.
  • Пшено – в доме денег полно.
  • Гречу засевай – урожай собирай.
  • Колосок – хороший, богатый урожай.
  • Уточка –счастье в семье.
  • Конь – символ добра, счастья. Здоровья.
  • Бубенчики, колокольчики – радость, веселье в доме.
  • Лесные дары природы: орехи. Шишки, травы, ягоды – символ здоровья.
  • Перья – тепло, уют нам дают.
  • Мешок – достаток. Богатство.
  • Цветы, бусинки, кольца – символ красоты, дарили молодым девушкам.

Воспитатель. Расскажите какой формы бывают обереги?

Дети рассматривают и комментируют: круг – символ добрых. Светлых мыслей, символ дружбы (венок, солнце).

Треугольник – символизирует крепкую, дружную семью ( обозначает жилище, крышу дома, семью).

Квадрат – знак плодородия, хорошего урожая, означает форму поля, т.к. люди занимались земледелием.

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила создания оберегов (перед детьми на доске находится модуль, на котором графически изображены правила).

  • Выбрать для кого вы будете делать (графически изображены семья, друзья, воспитатели, музей детского сада).
  • Выбрать форму треугольник, круг, квадрат.(детям предлагаются заготовки оберегов).
  • Материал ( из чего?). (Выбор материала зависит от того, что хотят отразить в обереге дети). графически зарисовать предложенный материал – крупа, перья и т.д.
  • Оберег делался только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека (друга, родственника, близкого). Графически изобразить добрые пожелания.

Воспитатель: Когда будете создавать оберег. Постоянно думайте о том человеке, которому он предназначается, с теплотой и добротой.

Дети выбирают материал, форму оберега. Рассаживаются на места, приступают к выполнению работы.

На доске изображена схема последовательного изготовления оберега: заготовка – материал для крепления деталей (пластилин) – расположение символов (закрепление).

В процессе выбора материала воспитатель задает вопросы детям, и просит четко обосновать выбор ребенка ( для кого? Какой формы? Какие символы? Что обозначает выбранный цвет?).

В предварительной работе дети знакомились со значением цвета в оберегах:

  • Rрасный – огонь, очаг, родной, сердечный.
  • Желтый – цвет солнца, тепла, добра, радости.
  • Зеленый – богатства. Добра, здоровья, хорошего урожая.
  • Голубой, синий – цвет воды, неба, легкости, воздушности, нежности.
  • Белый – цвет чистоты, нежности.

Воспитатель. Материал весь разобрали и в кружочек дружно встали. В старину люди не только трудились, но и себя хороводами, играми забавляли. Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «Как у наших у ворот»

Воспитатель. Делу - время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься! (дети продолжают работу, комментируя свои действия, дают полные ответы).

После завершения работы дети располагают изготовленные обереги на макете

(макет квадратной формы с символичным изображением семьи, друзей ,воспитателей, музея детского сада)

Подводим положительный итог проделанной работы, считаем сколько и для какой категории изготовили дети обереги. Дети рассказывают(для кого, какой материал и что они хотели пожелать).Рассматриваем работы и стоя вокруг макета играем в игру: «Я желаю тебе…»(передаем в ладошках свои добрые пожелания сверстникам, в одном и в другом направлении по кругу).